Село всегда было крепко подворьем. Птица, свиньи – скороспелые отрасли. Молочное животноводство – живой рубль ежедневно практически весь сезон. Поэтому держатся за подворье дальновидные селяне, а правительством в регионе всемерно поддерживается экономика крестьянского двора, сельский бизнес.
Очередной день работы в Зоновском сельском поселении мы посвятили молочному производству в крестьянском (фермерском) хозяйстве и на семейных фермах. Сельское поселение в развитии подворий имеет свою специфику. В Зоново не стоит остро проблема занятости, как по другим сельским поселениям, где личное подворье – единственный источник существования, единственное рабочее место. Рядом, в восемнадцати километрах, Лебедёвская психиатрическая больница, где трудоустроены более пятидесяти зоновцев. Сильные механизаторские кадры, прошедшие серьёзную подготовку на предприятиях агрокомплекса, востребованы на севере и трудятся вахтой. Эта категория селян до минимума сокращает подворье, которое требует огромного ежедневного труда и внимания. Тем не менее программы поддержки семейной фермы, экономика семейного сельскохозяйственного дела вызывают у жителей неподдельный интерес.
Вторая по численности крупного рогатого скота и овец – семейная ферма Руслана Османовича Шанхоева. Первая – у Ивана Витальевича Мирошниченко, о которой мы рассказывали нашим читателям.
Первое моё знакомство с семьёй Шанхоевых-Кураевых состоялось несколько лет назад. Семья интересная, где свято хранятся и преумножаются ингушские национальные традиции, жила в материальном плане трудно. Пятеро деток школьного и дошкольного возраста. Руслан Османович занимается строительством и ремонтом по найму. Личного подсобного хозяйства не вели. Когда я заглянула к ним через несколько лет – по старым адресам, что называется, – рассказала о старте семейной фермы, где содержались три коровы, овцы, птица.
Дальше – больше. Бурёнки благополучно отелились, поголовье удвоилось. Полученные от реализации молодняка, продукции подворья средства позволили поправить хозяйственные дела, приобрести технику, корма в нужном объёме.
Однако настало время, когда все видимые ресурсы дальнейшего развития были использованы. Сегодня на ферме Руслана Османовича содержится 50 голов крупного рогатого скота, в том числе десять дойных коров, овцы. Необходимо помещение для животных. Не приспособленное – сейчас они зимуют в старом ветхом ангаре, – а стационарное, капитальное. Необходима сенозаготовительная техника. Сложная экономическая ситуация последних лет сказалась запредельными ценами на комбикорм. Необходимо повысить продуктивность животных – вести целенаправленно племенную работу. Частник крепок практичным умом. Зачем везти дорогих элитных тёлок, за которых придётся выложить больше пятидесяти тысяч рублей, когда можно заниматься воспроизводством стада в своём селе, в своём дворе? Знания необходимые даёт районная «Школа фермера». Да и сами набрались опыта за столько лет. Стали практиками с женой Светланой Сергеевной. Всё знают о коровах, овцах, другой домашней живности.
Руслан Османович ведёт меня на ферму к своим бурёнкам. Шанхоевы ждут, что вот-вот отелится одна из коров, поэтому с тремя сыновьями – Наипом, Зелимханом и Адамом – неотрывно со стадом. Но для прессы в любой неурочный час найдётся время и внимание. Это, наверное, национальное. Нет ничего важнее, чем гость в доме. Таков порядок гостеприимства. Вот и сейчас хозяин прервал все дела. Дорога грунтовая к стаду, что вам, рассудил, «Форд» бить. Предложил пересесть в его автомобиль. Хозяйство большое, скота много. Минут досуга ждать не стоит. Их попросту не бывает.
Руслан Османович говорит, что с того времени, как в хозяйстве появилась первая корова, очень скоро поняли, что дело это выгодное. Семья большая: молочные продукты на столе – просто спасение. На молоко, мясо, масло, творог уходили бы немыслимые деньги. Корма приобретали тоже за счёт реализации продукции подворья. Получается, что бурёнки ещё и сами себя кормят. Уход за стадом ведут всей семьёй. Ребята подросли – настоящие джигиты. Доит коров, конечно, мама. Каждое утро до уроков в школе она успевает подоить своих коровушек. Доильный аппарат приобрели. Светлана говорит, всё это теперь быстро и не так трудоёмко. Не доверяет дойку мужчинам. Чтобы её коровушки одни руки знали, тонкий и заботливый женский подход. А мужчины чистят, меняют подстилку, кормят, поят. Ожидая отёла, Шанхоевы волнуются всей семьёй. Приготовят всё необходимое. Никаких охов-вздохов – всё по-деловому, профессионально. Не отходят от коровы, разговаривают с ней ласково. Родился телёнок – убрали пуповину, уложили в подготовленные ясли. А тут как-то родилась двойня! Это было событие на их семейной ферме.
А в остальном всё привычно. Весёлые, подвижные, тонконогие телята на материнском молоке быстро набирают вес. Начинают интересоваться травой, сеном, другим кормом.
Подворье для селян, считает Руслан Османович, – возможность иметь работу и доход. И доход этот они хотят видеть соответствующим вложенному труду. Сыновья остались после армии здесь, в селе, выручают с сенокосом и пастьбой. Поголовье фермы Шанхоевы думают наращивать. Уже решён вопрос по приобретению ещё двух коров.
Занимающийся строительным делом Руслан Османович планирует отстроить коровник. Готовится основательно. В работе опирается на помощь и поддержку Владимира Шарифановича Нурутдинова, главу крепкого крестьянского (фермерского) хозяйства, зоотехника по специальности. Тот агитирует за молочное производство своей активной профессиональной позицией. Всегда посоветует, проконсультирует. А главное – активно солидарен с Шанхоевыми, что семейная ферма – дело выгодное и нужное.