«И щёки девушек горят, с утра горят румянцем»…
-- Пойдём, Катюша, на танцы!
-- Пойдём!
У бабулек глаза горят, смеются: какие из них теперь танцоры, а раньше бывало… А раньше -- это лет семьдесят назад…
-- Мне дядя Вася сандалии сшил, так я их на танцах до дыр протёрла, -- с улыбкой вспоминает Ефалия Николаевна Петренко, жительница с. Викулово. -- Танцы были под баян, играли Артур Фусс, Виктор Миллер, был и духовой оркестр. Танцевали вальс, фокстрот, краковяк, падеспань, польку – бабочку, коробочку, русские плясовые. Так некоторые отплясывали, что устоять невозможно: ноги сами пускались в пляс! Танцоры были замечательные – Морокова Мария, Алитурович Надя, Вася Большаков. Вася чудаковатый был парень, но плясун…. Про него частушки сочиняли, никому за ним не угнаться.
Танцы были в среду, в субботу и в воскресенье. Клуб находился в здании, где сегодня церковь. Рядом была волейбольная площадка, там почти каждый вечер играли в волейбол, были какие – то спортивные снаряды. На танцы ходила и молодёжь, и люди семейные: ребятишек уложат, найдут того, кто присмотрит, и бегом на танцы! Принаряжались, кто как мог. У сестёр Бобровых была одна добрая юбка, сшита солнышком. На танцы её носили по очереди, а чтоб никто не заподозрил, что юбка одна на троих, её гладили по-разному: то в узкую, то в широкую складку. Сёстры рассказывали, что дома на столе мама обязательно оставляла им еду, знала, что после танцев проголодаются, чаще всего, это была картошка в мундире…
-- А я помню духовой оркестр, руководил им Артур Фусс, он был хорошим музыкантом, учил нас играть на инструментах, -- вспоминает Александр Елизарович Хромов, -- он на первой трубе, я – на второй, у Виктора Батьянова был баритон, Анатолий Горбунов – альт, Аркадий Лотов – бас. Играли мы на танцах и на разных торжествах. У сцены была оркестровая яма, нас приглашали играть гимн перед партийными собраниями, исполним гимн и свободны!
На танцах молодые люди знакомились, влюблялись, находили друзей. Здесь им было интересно. Танец вносил в монотонную жизнь особые краски, раскрепощал, давал возможность быть уверенным в себе, проявить себя, показать свои способности, можно было просто забыть обо всём и только наслаждаться жизнью, радоваться ей.
-- А я помню, что летом танцы чаще были на улице в парке. Играл на баяне Юлиус Хомик. А какой плясун был Вася Большаков! -- смеётся, вспоминая, Валентина Николаевна Ендовицкая. -- Частушек знал очень много, поёт и пляшет. Не решались с ним плясать, стояли и смотрели заворожённо – так красиво у него получалось! У меня на всю жизнь останутся в глазах его сапоги: тонкие, хромовые «в гармошку» и со скрипом. Тогда все, кто шёл мимо, даже пожилые люди, заходили на танцплощадку. Танцевали в основном вальс. Ох, и любила я танцевать! Звучит мелодия и поёт душа, а ноги пляшут! У меня были туфли – лодочки белые, так я протёрла их до дыр. Я на танцы до 32 лет ходила, и продолжала бы ходить, да мне сказали, что старая…
В центре села у парка была чайная с высоким крыльцом, а рядом -- деревянное здание районного Дома культуры (на месте, где сегодня двухэтажный магазин «Мираж»).
-- На танцах было весело, здорово, мы в старших классах учились, а на танцы бегали, семейные люди тоже танцевали, помню Мусю и Колю Зориковых. Танцевали вальс, фокстрот, медленный танец – танго, позднее -- летку - енку. Из мальчишек редко кто не умел вальс танцевать, а сейчас редко кто умеет. Танцевали под радиолу, иногда Степан Васильевич Склюев на баяне играл, а как он чечётку отплясывал, загляденье, -- вспоминает Вера Алексеевна Компанцева.
Наверняка каждый, кто читает эти строки, тоже мог бы рассказать, как ходил на танцы, начиная словами «А я помню…».
Надо заметить, что все, кому за 80, за 70 и моложе, танцевали в основном под «живую» музыку. Баян, аккордеон, духовой оркестр, и, наконец, в 1972-м году появился вокально – инструментальный ансамбль «Романтики». Тогда на танцы ходили даже просто послушать, как хорошо они поют.
Помню, у нас в школе был танцевальный конкурс, учитывалось не только мастерство участников, но и массовость. Танцы тогда никто нам поставить не помогал, мы выбрали летку - енку, на репетициях ухахатывались, потому что путались, натыкались друг на друга, но, в конце концов, выступили, и нас похвалили за массовость. Ещё бы, всех мальчишек заставили плясать, держимся друг за друга и считаем: «Раз, два, туфли надень-ка, как тебе не стыдно спать! Славная, милая, смешная «Йенька» нас приглашает танцевать!».
В 2008 году мне посчастливилось побывать в Италии. В отеле, где жила наша делегация туристов, в определённый день были танцы, мы узнали об этом и пошли посмотреть. Играл ансамбль, красиво пел итальянец, и что нас поразило -- люди танцевали вальс, фокстрот, падеспань. Были не только пожилые, но и молодые пары – и так красиво у них получалось! Мы тоже выходили танцевать, но только вальсировали, больше ничего просто не умели. У меня до сих пор на душе осадок – как могли мы забыть, как танцевали наши родители, наши бабушки, почему растеряли свою культуру.
К сожалению, сейчас старые танцы можно увидеть только в концертных программах. Сегодня мы ничего не умеем – ни польский краковяк, ни белорусскую польку – бабочку, ни кадриль, мы не умеем танцевать, как танцевали наши деды. Времена изменились. Танцуем на семейных торжествах реденько вальс, под медленную мелодию танцуем медленно, стараясь не наступить друг другу на ноги, а чаще -- кто во что горазд, полное раскрепощение и свобода в движениях!
Но какими бы ни были танцы – медленными или быстрыми, старыми или современными, главное, чтобы от души, чтобы снова кто – то спешил на дискотеку, отплясывал, протирая обувь до дыр, влюблялся, наслаждался красивой мелодией, весёлыми, добрыми лицами, улыбался и был счастлив.