Медиакарта
9:17 | 1 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

Жила бы деревня моя...

Какое-то событие произойдёт – все о нём говорят, передают друг другу, добавляют подробности, делятся своими соображениями по этому поводу. Вот и на меня нахлынули воспоминания… Я об Ивановском роднике в Больших Чирках.


Детство. Мама напоминает: «Не забудьте сходить за ключевой водой». И мы с сестрой вёдра – на коромысла, и пошли. Соседка Светка кричит нам вслед: «Куда пошли?!» Громко, чтоб она услышала, отвечаем: «На ключ!» «Ждите меня! Вместе пойдём!» Идём, веселимся, поглядываем вокруг, приветствуем всех, кто встретится на пути. «Здравствуйте, тётя Лида!» Тётя Лида – это красивая рыжеволосая голубоглазая женщина, мать пятерых детей. Улыбается: «Опять девчонки пить захотели? На ключ пошли?»


Проходим мимо маленького домика, он всего в одну комнату, всего в одно окошечко и похож на игрушечный. Здесь живёт одинокая бабушка. Соседские дети её называют няней – она с ними водилась, когда те были совсем маленькими. Вот и мы за ними повторяем. Как зовут – не знаем, няня и всё. Дальше пошли красивые палисадники Земляных: анютины глазки нам подмигивают, лилии покачивают своими оранжевыми головками. Тётя Пана и тётя Руфа – на вид очень строгие тётеньки, но такая красота в их садиках! Конечно, в душе они добрые! Подружка Алька (она давно уже уважаемая Альбина Николаевна!) в окно увидела нас, выглядывает в форточку: «Ждите меня! Я быстро!» И вот нас уже четверо.


Впереди – пруд, который образовался благодаря земляному мосту через реку. Весной запруду размывало, затем её снова бульдозерами восстанавливали, и служила она людям до следующей весны. Дом Колокольниковых сразу за прудом, на возвышенности, наша улица упирается в него. Из их окон она вся как на ладони – длинная, красивая, тянется до самой берёзовой рощи. В этой роще весной мы бегали за майскими жуками, пытались их поймать, считали, у кого больше. Летом наперегонки катались на велосипедах, осенью там поспевала крупная, сочная костяника.


Мы, ребятишки, всегда издалека видели, как наши мамы шли домой по пруду, возвращаясь «из района» с покупками. На автобусе доезжали до Средних Чирков, затем шли
пешком четыре километра до своей деревни. Сейчас можно и пошутить: не могли такси вызвать что ли? Если видели: мама с сумками появилась у дома Колокольниковых – с радостью неслись по всей улице ей навстречу.


А мы тем временем подходим к колодцу. Он у самой кромки реки, а берег очень крутой и по нему вырезаны земляные ступеньки заботливыми односельчанами. Сейчас думаю, может быть, очерёдность была за колодцем ухаживать? Или это мужики-тимуровцы по ночам добрые дела делали? Вокруг колодца и на спуске трава выкошена, новый берёзовый сруб, новая крыша, новое ведро, новый настил из досок у колодца, чтобы вёдра не запачкать. Рядом в траве багор на длинном черенке – на случай, если вдруг ведро сорвётся. Его можно багром поймать и достать. И ведь никто его не «приватизировал»!


Набрали воды. Напились, набрызгались, наигрались! А вода в вёдрах – прозрачней не бывает, пробуешь – вкусней её нет, одним словом – родниковая! Теперь надо подняться наверх, не расплескать воду, не споткнуться и не упасть! И такое бывало. Вот уже почти наверху, и тут что-то пошло не так – сама катишься вниз, а за тобой вёдра и коромысло,
обольёшься вся, испачкаешься. Вот смеху-то друг над другом! Снова набираешь воду – и вперёд! А вот зимой не до смеха. Ступеньки-то ледяные, если поскользнёшься, то придёшь домой снегурочкой в сосульках!


В далёком 1960 году мои родители переселенцами прибыли в Большие Чирки — в газете прочитали приглашение в развивающийся Ражевский совхоз. Колодец был единственным источником питьевой воды на всю деревню. А для хозяйственных нужд носили воду с реки. В 1976 году переехала наша семья в Средние Чирки – там средняя школа, не надо ходить каждый день, в любую погоду, по четыре километра туда и обратно. Но ключевую воду из этого колодца отец привозил домой ещё долгие годы. Летом, во время сенокосной поры, всей семьёй останавливались утром и вечером на крутом берегу реки, набирали воду – дорога на наш покос проходила мимо колодца.


Невдомёк тогда было, что наш колодец – источник святой! А чудеса-то и вправду происходили: радость от общения с подружками, удовлетворение от полезного труда, благодарность мужикам-волшебникам за бескорыстную заботу об односельчанах. Понимание приходит с годами, а тогда это было как данность, как ежедневный образ жизни.

Автор: Людмила Кутырёва, с. Медведево – д. Большие Чирки