Медиакарта
4:47 | 8 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Потребитель должен знать свои права

Каждый потребитель имеет право предъявить требования к качеству товаров или услуг. Только не всякий решится отстаивать свои интересы. Происходит это в большинстве случаев по незнанию законов. В Центре гигиены и эпидемиологии в Тюменской области действует консультационный пункт по защите прав потребителей. О том, какую помощь он оказывает гражданам, беседуем с юристом Н.А. Баяновой.

– Наталья Александровна, расскажите, какие услуги вы предоставляете.

– Мы помогаем потребителю защищать права в сферах торговли и услуг. Проводим с гражданами бесплатные консультации, помогаем разобраться в сложных ситуациях. В категорию платных услуг входит составление претензий. В нашем центре действует акция – каждому второму потребителю помогаем подготовить претензию бесплатно. Также мы составляем исковые заявления, можем выступить представителями в суде. Эти услуги тоже платные.

– Как часто к вам обращаются граждане по поводу защиты своих прав?

– В среднем в консультационный пункт поступает 30 обращений в неделю. Скорее всего, каждому случалось в магазине приобретать продукты с просроченным сроком годности. Но не все стремятся отнести некачественный товар обратно и вернуть свои деньги. В 2015 году прошло семь судебных процессов по вопросам защиты прав потребителей. В результате – шесть решений суда было принято в пользу потребителей. Один гражданин в процессе отказался от судебного разбирательства. В текущем году идёт одно судебное разбирательство с магазином бытовой электроники. Хочу сказать, что не нужно бояться обращаться в суд за защитой своих прав. Такие дела госпошлиной не облагаются, гражданин не несёт судебных издержек. Как показывает практика, большинство судебных разбирательств решаются в пользу потребителей. В центр гигиены и эпидемиологии можно прийти проконсультироваться и по вопросу деятельности коллекторских агентств. Согласно последним изменениям в законодательстве, коллекторы ограничены в своей деятельности, звонки должникам возможны только в чётко отведённое для этого время, их количество регламентировано. С жалобами на деятельность коллекторов можно также обратиться в суд. Мы даём консультации по пользованию банковскими кредитами. Расскажем, что должно быть указано в договоре, чтобы не попасть в кредитную ловушку.

– Наталья Александровна, скажите, какими товарами и услугами чаще всего остаётся недоволен потребитель?

– Очень много поступает претензий по некачественной обуви, приобретаемой в магазинах. В месяц три-четыре заявления по технически сложным товарам. Таким, как сотовые телефоны с сенсорными экранами. К сожалению, производят их некачественно. В ходе работы проявляется множество недостатков уже после установленных законом 14 дней, в течение которых возможно обменять покупку. Мы поможем посодействовать бесплатному ремонту телефона, планшета, фотоаппарата, видеорегистратора, если он вышел из строя в течение двух лет после покупки. В соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» некачественный товар может быть возвращён продавцу в течение двух лет после покупки, а не одного года, как уверяют в магазинах. Мы позаботимся о том, чтобы магазин на время ремонта выдал гражданину новый аппарат. А также уплатил всю сумму за приобретённый товар или выдал новый, если проблему устранить невозможно.

– Скажите, в центр гигиены и эпидемиологии можно обратиться, чтобы проверить качество и содержание посторонних веществ в продуктах питания?

– Да, мы производим санитарно-химический, бактериологический анализы. В Голышмановском филиале проверяем мясо, колбасу, молочные продукты, рыбу, хлебобулочные изделия, воду. В тюменскую лабораторию отправляем конфеты, кондитерские изделия, орехи, напитки. Если в ходе исследований в продуктах обнаружено превышение дозы вредных для человека веществ, привлекаем Роспотребнадзор, заводится дело, производится изъятие продукции из объекта торговли. Анализ продуктов заказывают и сами предприниматели, чтобы быть уверенными, что торгуют качественным товаром. Владельцы магазинов заключают договоры, совместно составляем программу производственного контроля. Раз в полгода или раз в квартал выезжаем на проверки. Работать по программе производственного контроля выгоднее, чем платить штрафы за торговлю некачественной продукцией. В этом году мы выполняем государственное задание по проверке маркировки товара. При фасовке в магазине на этикетке обязательно должны быть указаны: изготовитель, срок годности, дата изготовления, состав, пищевая ценность, условия хранения, наименование места нахождения и многое другое. Продавец также должен контролировать маркировку товара от производителя. Если правила маркировки не соблюдены производителями, такой товар следует снять с реализации. В этом году было выявлено три случая несоответствия информации на этикетке товара, предприниматель понёс административное наказание.

Консультационный пункт по защите прав потребителей Центра гигиены и эпидемиологии в Тюменской области расположен по адресу: р.п. Голышманово, ул К. Маркса, д. 2, телефон – 2-60-06.

Фото автора

Автор: Беседовала Наталия ГЛАДКОВСКАЯ