Медиакарта
23:34 | 28 сентября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Судебная практика и досудебное урегулирование споров (обжалование в административном порядке)

В силу фискальной функции таможенных органов, стороны таможенных правоотношений преследуют разные интересы: участники внешнеэкономической деятельности (стороны таможенных правоотношений) – уменьшить свое таможенное бремя, таможенный орган – обеспечить получение доходов в бюджет в полном объеме.

Позиция участников внешнеэкономической деятельности (сторон таможенных правоотношений) и таможенного органа по фактическим обстоятельствам и их правовой оценке чаще всего не совпадают, что приводит к несогласию участника внешнеэкономической деятельности с решением, действием (бездействием) должностных лиц таможенных органов.

Как показывает правоприменительная практика Тюменской таможни в большинстве случаев участники внешнеэкономической деятельности (стороны таможенных правоотношений) чтобы доказать свою точку зрения обращаются в судебные органы, не учитывая досудебный порядок урегулирования споров, что является ошибочным.   

Ведь, обжалование в административном порядке является более экономичным, чем судебное разбирательство. Так, при досудебном урегулировании спора стороны материального правоотношения не несут расходов по оплате государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела, тем более что урегулирование спора до суда позволяет вообще избежать судебного процесса.

Помимо этого экономичность досудебных процедур обусловлена следующими обстоятельствами. При рассмотрении спора судом стороны продолжают нести не только судебные расходы, но и убытки в материальном правоотношении. Ответчик не исполняет обязательство, причиняя истцу еще большие убытки. С другой стороны, ответчик может быть сам заинтересован в скорейшем окончании судебного разбирательства. Вполне возможно, что он действительно является субъектом спорного права, но не может им воспользоваться, поскольку до вынесения решения суда правоотношение остается неопределенным. Поэтому чем меньше спор рассматривается судом, тем он менее обременителен для спорящих лиц.

Таким образом, преимуществами ведомственного (внесудебного) порядка обжалования является:

1. Простота обжалования, что следует из требований предъявляемых к жалобе, отсутствие денежных затрат, в том числе связанных с оплатой государственной пошлины, в отличие от жалоб, подаваемых в судебные органы (ст. 126 КАС РФ, пп.2 п.1 ст. 126 АПК РФ);

2. Оперативность рассмотрения жалоб (ст. 47 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» установлен срок рассмотрения жалоб в один месяц с момента представления в таможенный орган документов и сведений имеющих существенное значение для рассмотрения жалобы в отличии от двух и трех месячного срока рассмотрения жалоб судебными органами (ч. 1 ст.141 КАС РФ, ч.1 ст. 200 АПК РФ);

3. Возможность последующей подачи жалобы аналогичного содержания в суд, арбитражный суд;

4. Высокая компетентность в вопросах таможенного дела должностных лиц вышестоящих таможенных органов рассматривающих жалобу.  

В 2015 году Тюменской таможней процедура досудебного урегулирования споров была организована и проведена по 14 спорам, что позволило обеспечить надлежащий уровень законности вне рамок судебных разбирательств.

Приводим адреса таможенных органов, в которые можно обратиться для разрешения споров во внесудебном порядке:

- Тюменская таможня, улица Холодильная, дом 58 «А», город Тюмень, Тюменская область, 625048;

- Уральское таможенное управление, улица Шейнкмана, дом 31, город Екатеринбург, Свердловская область, 620014;

- Федеральная таможенная служба, улица Новозаводская, дом 11/5, город Москва, 121087.