Медиакарта
22:30 | 30 июня 2024
Портал СМИ Тюменской области

Органы местного самоуправления – основа власти

08:54 | 09 июня 2016
Источник: Новая жизнь

В 2014-2015 г.г. федеральным законодательством был внесен ряд существенных дополнений в законодательство о местном самоуправлении, оказавших значительное влияние на властные отношения на местном уровне. Федеральные новации потребовали внесения изменений и дополнений в областные законы о местном самоуправлении.
Первое, изменена частично территориальная структура городского округа – появился «внутригородской район», выделяемый из городского округа с внутригородским делением, наделяемый законом субъекта федерации статусом городского и сельского поселения. Тюменской области данная новация пока не коснулась, поскольку используется в практике более крупных по населению городов чем Тюмень.
Второе, федеральным и областным законодательством внесены изменения и дополнения в структуре управления органов местного самоуправления.
Законодательно закреплена модель объединенной администрации (исполнительный орган) муниципального района и городского округа (сельского поселения) на территории которого расположен районный административный центр.
Возникает вопрос - не ущемляются ли в данной конструкции местной власти интересы населения муниципального района и городского (сельского) поселения? Полагаю - нет. Поскольку в рамках существующих полномочий района и поселения формируются три самостоятельные предметные сферы правоотношений (интересов), направленные на реализацию полномочий: собственные интересы муниципального района; собственные интересы поселения; совместные (общие) интересы района и поселения.
Собственные интересы района и поселения порождают конфликты между органами местного самоуправления района и поселения, а совместные (общие) интересы является основой для эффективной реализации полномочий в интересах населения, так как население поселения - районного центра является одновременно и поселением района. Тем более что представительный орган (Дума поселения) сохраняется, а объединяются только исполнительные органы власти. Тем более что принятая в области модель формирования представительной власти муниципального района, когда в состав районной Думы входят главы поселений и депутаты представительных органов поселений, обеспечивает защиту интересов сельских поселений, в том числе и районного центра.
Третье, законом области предоставлено органам местного самоуправления для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления по вопросам местного значения проводить опрос населения.
Согласно ранее действующим нормам о местном самоуправлении, необходимо было проводить местный референдум для выявления мнения населения, что, ввиду сложности процедуры проведения референдума, приводило к длительному по времени непринятию решений по вопросам местного значения.
Порядок назначения и проведения опроса населения определяется уставом конкретного муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Четвертое, в закон области о местном самоуправлении внесены дополнения, усиливающие ответственность депутатов представительного органа муниципального образования, лиц, замещающих муниципальные должности за неисполнение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных федеральным законодательством, а именно - досрочное прекращение полномочий депутатов, лица, замещающего муниципальную должность.
Ограничением, запретом и неисполнением обязанностей, согласно федеральному закону, является, в том числе, и исполнения обязанности предоставлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также эти сведения о своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Пятое, о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, осуществляемыми путем принятия соответствующего закона области.
В соответствии с федеральным законодательством, органы государственной власти субъектов Федерации имеют право передавать часть своих полномочий органам местного самоуправления, на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа - 5 лет. Как правило, в Тюменской области закон о передаче государственных полномочий органам местного самоуправления принимается ежегодно.
Органы местного самоуправления имеют право:
-требовать своевременного и в полном объеме перечисления финансовых средств, необходимых для осуществления переданных государственных полномочий;
-принимать муниципальные правовые акты по вопросам реализации переданных государственных полномочий.
Исполнительные органы государственной власти области обязаны предусматривать в областном бюджете средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления переданных государственных полномочий, своевременно и в полном объеме перечислять их в муниципальные бюджеты.
На 2016 год передано двадцать одно государственное полномочие, в том числе:
-по социальной поддержке отдельных категорий граждан в отношении проезда на автомобильном транспорте общего пользования;
-по социальной поддержке семей, имеющих детей: в отношении компенсации в организациях дошкольного образования;
-по социальной поддержке отдельных категорий граждан в части оформления документов по обеспечению жильем;
-по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
-по социальной поддержке отдельных категорий граждан по газификации жилых домов (квартир);
-по регистрации актов гражданского состояния;
-по поддержке сельскохозяйственного производства;
-по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений;
-по организации социального обслуживания населения;
-по организации оказания первичной медицинской помощи в муниципальных медицинских учреждениях;
Федеральное и областное законодательство предоставляет право органам местного самоуправления отказаться от исполнения переданных государственных полномочий, если полномочия переданы с нарушением законов Российской Федерации и области.
Необходимость передачи части государственных полномочий органам местного самоуправления обусловлена тем, что они максимально приближены к жителям поселений, и они имеют возможность оказывать помощь населению наиболее полно и своевременно реализовывать свои права гражданам.

Автор: В.И.УЛЬЯНОВ, депутат Тюменской областной Думы.