…На территории ООО «Маслянский ХПП» перед нами развернулась грандиозная картина возведения нового элеватора. С техническим директором В.И.Ляпуновым мы беседуем непосредственно рядом со стройкой. Строители работают сварочным аппаратом, рассыпая жёлто-красные снопы искр. Слышен звук закручивания болтов. Но производственный шум совсем не мешает. Наоборот, любое созидание настраивает на позитив.
– Сейчас ставим силосы и отгрузочный бункер для погрузки на железнодорожный транспорт. Общая вместимость этого комплекса порядка 900–1000 тонн. Наша обычная норма – два вагона в день, максимум – четыре. Загрузили, отправили. Это очень напряжённо. А теперь можно будет грузить одновременно восемь вагонов, – вводит в курс дела Владимир Ильич.
– Для чего требуется такая оперативная погрузка? – интересуюсь я.
– Во-первых, крупным покупателям нужны оптовые поставки. Во-вторых, когда идёт уборочная кампания, людей катастрофически не хватает на приёмке зерна. А нам в это время надо ещё и отгружать. Если обычно звено состоит из четырёх человек , то здесь при погрузке достаточно будет двух. И грузят они уже не два вагона, а сразу восемь. То есть всё механизируется, – объясняет мой собеседник.
Строительство нового комплекса началось в прошлом году. Залили фундамент. Возвели первые конструкции. Мостами, в которых находятся транспортёры, в круговую «завязали» склады и зерносушилки. Помимо ёмкостей, где будет храниться зерно (силоса), монтируются норийные вышки (тридцать метров высотой) и непосредственно сами нории (двадцать семь метров). Управлять всем процессом можно будет из щитовой, где установят пульт.
– Значит, там и будет находиться главная кнопка «Пуск»? – задаю вопрос.
– Кнопок будет много, – с улыбкой комментирует Владимир Ильич. – Вся работа автоматизирована. Надеемся, к началу нынешней уборочной кампании комплекс будет запущен в эксплуатацию. После предварительной проверки, конечно. Надо будет опробовать все механизмы в действии.
…Мой собеседник горячо говорит о преимуществах нового комплекса и предлагает: «Давайте поднимемся наверх, увидите всё своими глазами».
– А эта железка выдержит мои шестьдесят килограммов? – пытаюсь я избежать «подъёма в гору».
– Она до двухсот тонн выдержит, – смеются в ответ строители.
Набравшись смелости (высоты боюсь до жути!), поднимаюсь вслед за собеседником по сваренной из железных прутьев лестнице. Аж дух захватывает! Ляпунов демонстрирует комплекс изнутри, объясняет, где находятся зерносушилки, оперативный склад, самотёки, транспортёры.
– Силосы предусматривают вертикальное хранение зерна. Сверху оно засыпается, снизу выходит. Без лопаты, будем так говорить. Механизировано всё. Транспортёр подаёт на норию, с неё на железнодорожный бункер. Он рассчитан на длину вагона. У вагона четыре загрузочных люка. Здесь четыре бункерка. Задвижки открылись – вагон полный. Закрыли. На весы. Ещё раз взвешиваем. Всё, следующий.
– Температура хранения специальная? – спрашиваю.
– Да, всё предусмотрено. В силоса ставятся термодатчики. Зерно из сушилки приходит горячим. Здесь системой вентиляции оно остужается до нужной температуры. Срок хранения неограниченный, – отвечает Владимир Ильич.
…Кроме строящегося комплекса, мы побывали на складах, где производится ремонт, обошли всю территорию. В моей голове постепенно стали складываться пазлы, теперь могу хоть немного представить себе общую картину работы Маслянского ХПП.
– Значит, маслянцы будут готовы принять большое зерно? – завершаю интервью.
– В этом котле «варюсь» два десятка лет. Ещё не было года, чтобы мы не были готовы принять урожай. Главное. пусть зерно уродится! Мы справимся, – убедительно произнёс В.И.Ляпунов.
Фото Алексея Лаврова