Так обычно говорят, когда комментируют трудовую деятельность ветеранов педагогического труда. Но именно эта фраза пришла на память во время знакомства с героиней моего сегодняшнего материала Галиной Никоноровной Одинцовой. В это воскресенье она вместе со всеми работниками здравоохранения отмечает свой профессиональный праздник.
Для Галины Никоноровны Юрга – единственное родное место на карте России. Она прожила здесь более семидесяти лет – практически всю жизнь, не считая пяти лет, когда уезжала в Свердловск. В селе Юргинское, на улице Чапаева, родительский дом, где прошли детство и отрочество. В семье детей было четверо – все девочки: Анфиса, Анна, Валентина и Галина.
– Рано осталась без матери, в девятилетнем возрасте. Заботу о нас, младших сёстрах, взяла на себя Анна, у которой ещё и своих было двое деток, – вспоминает собеседница. – Нелегко пришлось. Чтобы получить среднее образование, нужны были деньги. А где их взять? Окончив семь классов, стала трудиться секретарём-машинисткой в МТС. Мне тогда пятнадцать лет было, а в шестнадцать я уже работала кондуктором трамвая в Свердловске. Мы тогда с Валентиной отправились в поисках счастья из села в город.
Перемены даются не зря, считает Галина Никоноровна. Вот и пятилетняя жизнь в Свердловске стала важным периодом для неё. Во-первых, замужество подарило Галине счастье материнства. Во-вторых, она получила первый опыт работы с детьми, так как после рождения Толи пришла трудиться нянечкой. В-третьих, по направлению от детских яслей получила среднее образование. И, наконец, в перерывах между работой и воспитанием ребёнка отучилась на медицинскую сестру.
– Политическая обстановка в мире, когда особенно остро стоял вопрос противостояния двух лагерей – социалистического и капиталистического, требовала того, чтобы гражданские люди из числа добровольцев осваивали медицинские курсы в рамках гражданской обороны. Я стала посещать курсы вольнослушателем, а через некоторое время была с полным правом зачислена в группу. Отъездила восемь месяцев, получила документ о медицинском образовании. Правда, ещё год трудилась не по профессии. Сначала нянечкой в яслях, затем воспитателем грудной группы. Трудно приходилось, но силы восстанавливались быстро, энергия била ключом.
Из воспоминаний
Знакомство с мужем, Григорием Афанасьевичем Одинцовым, – отдельная история. Настолько романтическая, что напоминает советские киноленты о любви. Помните, был такой фильм «Девушка без адреса»?..
В 1957 году в Москве проходил VI всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Это был праздник для юношей и девушек всей страны, волна докатилась и до Свердловска. Тогда много гостей было на улицах города: с других городов, республик, стран. В трамвай зашла ватага весёлых студентов, которые ехали до Уралмаша, в их числе был студент-второкурсник мединститута Григорий. Я была небольшого роста, они подняли меня, поставили на кондукторское место, чтобы удобнее было обилечивать. На остановке молодые люди вышли, трамвай поехал дальше. Григорий меня приметил, как он сам позже признался, но взять домашний адрес не решился. Долго ездил в трамваях – искал меня. И, наконец, осенью встретились. Стали дружить. Решили пожениться. А мне – только семнадцать. Пошёл в исполком брать разрешение на регистрацию. Уж не знаю, какие аргументы приводил, но разрешение получил.
Красивая романтическая история закончилась через четыре года. Мы расстались, и я с ребёнком вернулась в Юргу.
Приехала к сестре Анне. Учитывая, что у молодой женщины был опыт работы с малышами в дошкольном учреждении, заведующая Юргинскими детскими яслями Анна Васильевна Яковлева без лишних вопросов приняла Галину на работу. Но уже через два месяца её перевели патронажной медсестрой в Юргинскую районную больницу, возглавляемую главврачом Ирмой Августовной Элкснит. Это был март 1962 года…
С тех пор производственная деятельность была связана лишь с ЦРБ. И запись в трудовой книжке о приёме на работу за последующие 34 года не менялась. Патронажная медсестра детской консультации.
На мой вопрос о профессиональных обязанностях собеседница ответила протяжным «у».
– Чем только ни занималась! Если просто перечислю, всего объёма не ощутите. Скажем, учёт детского населения. Только в одно это понятие входит столько всего! Я должна была знать всех детей, живущих в селе Юргинское, посёлке строителей, деревнях Колычевой и Палецкой. Два раза в год делала поквартирный обход – из дома в дом, из квартиры в квартиру. Новорождённых навещала в течение первых дней жизни. И всё это – пешком! Рабочий день начинался в семь, а то и в шесть часов. На такой огромный участок нас было всего две патронажных сестры. Мы занимались иммунизацией детского населения, причём в детские сады и школы с прививками ходили сами, ассистировали врачу-педиатру в часы приёма, а порой проводили его самостоятельно. Приходилось подменять медсестёр и санитарок, работать в процедурном кабинете и женской консультации, заниматься обслуживанием ночных вызовов. Тогда чёткого разграничения обязанностей на практике не было. Везде была взаимозаменяемость, взаимовыручка. Коллектив – сплочённый, дружный. Жили одной командой.
– А отдыхать удавалось? – спрашиваю.
– У меня был год перерыва, когда родился сын Володя. Да и большой усталости, несмотря на загруженность, не было. Молодость брала своё. К тому же в коллективе больницы было много сотрудников творческих, с идеями и фантазией. Они умели поднять настроение, подарить праздник. И стихи сочиняли, и частушки, и юмористические коллажи делали с фотографиями и рисунками, – и Галина Никоноровна показывает юбилейный альбом, который ей преподнесли в связи с 55-летием. – И не важно, что не всегда в рифму, главное – от чистого сердца!
Затем вспоминает коллег – как тех, от которых многое взяла, так и тех, которых многому научила. Звучат имена: Анна Степановна Носова, Феозва Леонидовна Семенищева, Валентина Николаевна Геогенова, Тамара Тимофеевна Бутова, Виктор Анатольевич Тихонов, Тамара Васильевна Пальянова…
– Молодыми специалистами в своё время приехали в больницу врачи Людмила Георгиевна Лазарева и Мария Ивановна Филиппова, они учили меня прослушивать стетоскопом звуки, исходящие от сердца, сосудов, лёгких, бронхов. Позже я и сама выступала в роли наставника. Когда студенты приходили на практику, брала их с собой на патронаж. Те молодые люди сегодня сами – состоявшиеся специалисты здравоохранения – врачи, фельдшеры, медсёстры.
В трудовую бытность Галины Никоноровны в Центральной районной больнице сменилось множество врачей-педиатров, с которыми она работала рука об руку. Ваганова, Филиппова, Лазарева, Елисеева, Безрякова, Новосёлова, Русских, Пальянова, Тихонов…
– Пальцев не хватит, чтобы сосчитать. Да и руководителей было немало, – с улыбкой замечает она. И перечисляет: – Элкснит, Курьянов, Костромин, Соколовский, Сухорущенко.
Вспомнить людей, с которыми работала в одной связке, рабочие моменты, вновь ощутить ту атмосферу и настроение, которые присутствовали в коллективе, помогают фотоальбомы. Листаю их, просматриваю чёрно-белые снимки, и вся жизнь Галины Никоноровны – словно на ладони. Да и сама она – хороший рассказчик, интересный собеседник. Про таких людей говорят: открытая книга.
Полный текст читайте в районной газете "Призыв".