275-летний юбилей создания деревни Савино на бердюжской земле мы, потомки ее жителей, отметили в 2015 году. Третий раз к порушенной, но не забытой деревне приехали разлетевшиеся по белу свету внуки и правнуки и почтили память тех, кто возрождал послевоенное производство и пришедшую в упадок деревню.
Деревни уже нет на карте района. Однако мы помним родное пепелище, давшее нам жизнь.
В день Великой Победы 9 мая 2016 года вся страна, наша Тюмень и население Бердюжского района с портретами защитников Родины шли в колоннах «Бессмертного полка». Мы гордимся, мы помним всех, кто в кровопролитной бойне отстоял независимость Родины и дал возможность жить под мирным небом. К великому сожалению, под небом не Советского Союза! Но память мы свято храним, пока Всевышний позволяет нам жить на нашей грешной земле!
После окончания Отечественной войны 55 савинцев - защитников Родины - вернулись живыми. Но не все остались в Савино. Престарелые родители умерли, и демобилизованные утратили интерес к жизни в родной деревне. Нашли место жительства в Омской, Челябинской, Новосибирской областях и Северном Казахстане. Однако связи с земляками не теряли. Двадцать пять служивых вернулись в родные пенаты, и на их плечи легла тяжесть восстановления деревни. Из этого числа десять мужчин были инвалидами, но и они принимали посильное участие в мирных трудах.
Бывшие фронтовики из скромности ордена и медали уложили в дальний угол сундуков и на коллективных встречах не говорили о своих боевых делах. Хотя рассказать было о чем.
Несколько примеров. Владимир Васильевич Давыденко. Отец Василий Андреевич и сын Владимир призваны из одной семьи. Отец погиб 16 июня 1942 года в возрасте 46 лет. Сыну «повезло» - вернулся инвалидом и всю оставшуюся жизнь трудился трактористом. Ушел из жизни в 2000 году.
Петр Васильевич Чекунов, 1910 г. р. После демобилизации трудился бригадиром-полеводом в Савино. Награжден медалями за подъем целины и по результатам пятилеток. На фронте - сержант 842-го стрелкового полка 240-й стрелковой дивизии. Имеет несколько наград: медаль «За боевые заслуги», ордена Красной звезды, Боевого Красного знамени. С женой Зоей Герасимовной воспитали двух сыновей - Василия и Николая, дочь Нину.
Михаил Ефремович Третьяков, 1913 г. р. Призван Бердюжским РВК 8 августа 1941 г. Младший сержант, наводчик станкового пулемета первого отдельного стрелкового батальона третьей бригады моряков. Ранен 6 августа 1944 г. Награжден медалью «3а отвагу». Высадившись с десантом 24 мая 1944 г., М.Е.Третьяков выдвинулся вперед, в расположение передовой линии 70-й морской бригады, и огнем из станкового пулемета совместно со стрелковой ротой успешно отразил контратаку противника, нанеся ему большие потери, сам лично уничтожил несколько финских солдат. И этот факт - не единичный.
И так можно с гордостью поведать обо всех вернувшихся солдатах Победы - Т.Х.Фоминых, В.Е.Белозерове, Н.И.Богданове, Г.Г.Софейкове, Я.Н.Могутнове, И.Д.Чекунове И.П.Чекунове и других участниках войны, за военные подвиги награжденных орденами и медалями.
В послевоенные годы добросовестно трудились они и их жены, взрослые дети на благо и честь родного района. За доблестный труд награждались медалями СССР. Добрую память они оставили о себе. Кстати, их имена увековечены на гранитных плитах Савинского мемориала Памяти. Их внуки и правнуки издалека ежегодно приезжают поклониться их праху на Савинское кладбище.
К сожалению, все они ушли из жизни, родовые дела продолжают их дети. Но я продолжу о жизни деревни после войны.
Особо памятны годы пятидесятые. Активные годы подъема целинных и залежных земель. Когда молодежь окончила техникумы и курсы механизаторов, ее посадили за рычаги тракторов и штурвалы комбайнов под присмотром старших.
Молодежи в деревне было за 50 человек. Свадьбы стали играть чуть ли не в очередь. В семьях матери готовили бражку, растили гусей и пекли пироги. В эти годы за свой труд из колхоза через МТС мы получали денежную и натуральную оплаты - свадьбы играть уже можно было уверенно.
Первые свадьбы играли баянист Николай Иванович Лебедев (передовой тракторист) и учительница местной семилетней школы Ефросинья Андреевна Воробьева. Загудели свадьбы у сыновей Алексея Васильевича Бессмертных - Александра и Леонида, чуть попозже - и у Анатолия. Не отстали и дети родного брата Александра Васильевича - Николай и Михаил.
Дети Русаковых Михаил и Дмитрий привели в дом красавиц и работящих невест - Александру Карелину и Веру Грачеву. Анатолий Федорович Чекунов не отпустил на чужую сторону невесту Антонину из села Пеганово.
Иван Игнатьевич Емельянов, гармонист и безупречный работник, «украл» молодуху в Тюмени - певунью и плясунью Марию. Под его гармошку она плясала и пела: «Дура, дура я, тюменская, полюбила, дура я, парня деревенского». Жили они дружно, имели двух детей.
Иван Николаевич Чекунов углядел трудолюбивую Валентину в семье Сергея Лукича. Сыграли свадьбу солдата-пограничника и механизатора-дивчины военных лет.
Механизатор Николай Охлопков сосватал дочь Нину погибшего солдата Якова Никитича Чекунова. Дочери погибшего солдата Федосея Яковлевича Беличева тоже ушли в семьи женихов, изменив свою фамилию на Фоминцеву и Терехову.
До распада деревни добросовестно трудились савинцы в полеводстве и животноводстве. Воспитали достойных детей - тружеников дней сегодняшних в Казанском районе и в городе Тюмени. Дети и внуки получили высшее образование. Честь и память деда-солдата хранят.
Играли свадьбы Шевелевы и Смирновы, Обрядовы и Пегановы, Белозеровы и Казариковы. Несколько послевоенных зим деревня отплясывала на свадьбах. Люди тогда жили с надеждой на лучшие годы, рожали и воспитывали детей, учили их в своей семилетней школе, а сами заочно учились в высших учебных заведениях Ишима, Тюмени, Челябинска, Петропавловска, Свердловска и других городов. Все были добросовестными тружениками деревни. Смею утверждать, что лентяев и безработных, а тем более алкоголиков и наркоманов, в деревне не было. Да и слова такие тогда не бытовали.
Мной упомянута только часть савинской молодежи, создававшая в те годы трудовые семьи, семьи «детей войны». Деревня строила планы на будущее. Мы тогда хотели жить и жили интересной жизнью с постоянным ожиданием перемен к лучшему. И на это были веские основания.
Питаем надежду, что частичку памяти о крестьянских детях и их предках нам в какой-то степени удастся сохранить для потомков. Бессмертному полку и бессмертному тылу, ковавшим Великую Победу, детям войны - пока мы живы, и им ЖИТЬ!