С Марией Михайловной Лебединских, что живет в селе Красноорлово, я знакома еще с детства… Всегда восторгалась скромностью и добрым характером этой удивительной женщины, а еще запомнила ее сильную любовь к внукам, которые каждый год приезжали на лето... Не так давно, проезжая мимо ее ветхого, до боли знакомого дома, решила заглянуть «на огонек»…
Когда зашла в жилище, меня встретила лишь тишина - в комнатах никого…
- Баба Маша, вы где? – окликнула, выходя на крыльцо.
- А! Кто там? – послышалось в ответ. Увидев выходящую из огорода с ведерком в руках Марию Михайловну на душе стало радостно и светло… «Слава тебе Господи, жива - здорова!»
- Вы еще и огород садите?
- А как же! Без него, дочка, никак! Пока есть силы - копошусь… А двигаешься - значит, живешь! – «балагурит» баба Маша.
- Что выращиваете?
- Всего помаленьку… Только вот поливать тяжело - насос сломался, воду не качает, поэтому приходится без него справляться. Но скоро внучок Женя в отпуск пойдет - так приедет и починит… Жду его «как из печки пирога», без помощников-то тяжело, как-никак - 87 лет мне, - признается женщина, кокетливо поправляя свои, уже давно поседевшие волосы…
Мария Михайловна Лебединских родилась 10 июня 1929 года в большой деревне Горюновка, которая давно стерта с лица земли…
- У мамы - Анны Лаврентьевны, и папы - Михаила Тимофеевича Шалабиных, нас было десять, но большинство еще в младенчестве умерли, поэтому в живых осталось только четверо: Гриша, Николай, Дуся и я – предпоследняя, - начала свой рассказ женщина. - В село Красноорлово всей семьей переехали, когда я пошла в первый класс. Тут и обосновались…
Детство Марии Михайловны закончилось рано, ведь когда началась Великая Отечественная война ей было 12 лет. Сейчас она уже не помнит - кто разнес весть об этом, но для всех сельчан это было настоящее горе! По всей округе раздавался душераздирающий женский плач, когда отправляли на фронт своих мужей и сыновей… Вот и ее братику Николаю пришла повестка…
- Помимо учебы в школе, приходилось работать и в совхозе «Красноорловский», - продолжила свой рассказ моя героиня. - Доводилось трудиться, как взрослому мужику… А куда деваться-то? Мужчин практически не осталось - всех забрали на фронт. Старики, женщины, да мы – дети, воевали в тылу с работой, для того, чтобы обеспечить пропитание себе, младшим ребятишкам, и тем, кто сражался с фашистами за свободу нашей земли…
Несмотря на нехватку мужской силы, работники совхоза земельные площади засевали полностью. Урожай тоже убирали весь, выполняя и перевыполняя план по отправке продовольствия на фронт. А сами жили впроголодь, особенно весной… Постоянно хотелось кушать…
- Мама работала сторожем в совхозе, следила за телятами. А мы, в жару, на полях… - вспоминает баба Маша. - Прицепляли к быкам волокуши, складывали на них сено и свозили к силосным ямам. Также трудились и на покосах - метали в зароды сено. Можно сказать – все лето пропадали в поле, там же и ночевали в балаганах. В поле кормили… Бывало - похлебаешь киселя без всего, и опять вперед…
Помимо совхозной работы, успевали поправляться и с домашними делами, ухаживали за скотинкой и огородом… А еще моя собеседница вспоминает, как постоянно хотелось кушать…
- Да… Зарабатывали на трудодни по 200 граммов хлеба – ими голод не перебьешь, - с грустью говорит Мария Михайловна. - Приходилось варить мясо даже с мертвых животных. Что тут говорить - многие и «по миру» ходили… Помню, как мы на совхозное поле шли ранней весной… Лезли по льду босиком, по холодной, обжигающей ноги воде, чтобы набрать мерзлой картошки. Летом, конечно, легче было – собирали грибы, ягоды, крапиву. Засыпали и просыпались с мыслью о еде…
Практически каждый день весь сельский люд собирался вместе, чтобы по радио послушать новости с фронта… Передавали - сколько фашистов побили советские солдаты, сколько полегло наших… Переживали не только за своих родных, но и за всех односельчан…
- Да! Что бы не пришлось пережить, но Победу люди дождались! – с гордостью говорит моя героиня. - Слава Богу - братик прошел всю войну и не погиб, вернулся живым… Вся семья радовалась, что мы снова вместе… Но уже в 1946 году мама заболела и умерла, поэтому нас воспитывал отец… Он и кормил, и одевал. А другую супругу больше и не искал – прежней хранил верность…
Спустя время, я вышла замуж за приезжего красивого паренька. С мужем прожила 42 года, деля радость и горе, счастье и невзгоды пополам… К сожалению, двадцать лет уже прошло, как его не стало… Но родные меня надолго не оставляют без внимания - приезжают в гости… Дочки к себе звали - мол, мама, как ты там будешь одна-то? Только я уж здесь «корнями приросла» и никуда из родных стен не уеду! Часто общаюсь с внуками и правнуками. На праздники, в отпуск все стараются приехать. Когда в доме многолюдно, то и на душе становится весело. Вижу рядом с собой счастливых, родных мне людей, и понимаю - вот оно, настоящее человеческое счастье! Сейчас у меня лишь одна мечта - чтобы они никогда не жили так, как мы… Чтобы не видели войны!