О рядовом Великой Отечественной вспоминает его дочь.
Мой папа, Александр Тимофеевич Кугаевский, родился 7 сентября 1921 года в деревне Мало-Кугаева Тобольского района. Был младшим, седьмым ребёнком в крестьянской семье Тимофея Петровича и Ефимии Семёновны.
В страшном 1937 году главу семейства арестовали, объявили врагом народа и расстреляли. Трудно жилось семье, да ещё с таким клеймом… Пятнадцатилетним подростком, успев окончить семь классов, папа начал работать в колхозе.
19 июня 1941 года в доме Кугаевских гуляла свадьба. Родные и гости кричали «горько!». Представляю, как красиво смотрелись они рядышком, мои папа и мама. Александр и Евгения.
А через три дня началась война.
От Сталинграда до Австрии
Папу призвали в армию 25 сентября 1941 года. На передовую он попал не сразу. Сыну врага народа в составе трудовой бригады пришлось строить военный завод в Омске.
Осенью сорок второго он был отправлен на фронт. Боевое крещение принял под Сталинградом. В начале 1943 года после освобождения города Серафимович был включён в состав 35-ой гвардейской дивизии миномётного полка заряжающим установки БМ-13, легендарной «Катюши». Потом он стал наводчиком, затем командиром расчёта.
Летом 43-го отец был зачислен в ударную группу для выполнения боевой задачи – форсирование реки Днепр, овладение плацдармом «Запорожье» и удержание его до прихода основных частей Красной Армии. Более суток группа удерживала участок, трижды вступала в ближний бой с врагом. За выполнение этого задания гвардии рядовой Кугаевский был представлен к ордену Красного Знамени. Перед выходом наших войск на государственную границу на полковом партийном собрании папу приняли в ряды Коммунистической партии, чем он очень гордился.
Отец освобождал Одессу, Кишинёв, затем его дороги пролегли через Румынию, Болгарию, Югославию, Венгрию. Кроме ордена Красного Знамени на солдатской гимнастёрке со временем появились орден Отечественной войны и 11 медалей. Победу отец встретил в австрийском городе Грац.
И даже по прошествии многих лет отец не рассказывал нам, своим детям, о войне всей правды. Видимо, тяжела она была… Только в редкие моменты жизни, со слезами на глазах он вспоминал некоторые трагические события из своей фронтовой биографии: о том, как терял товарищей, как спас женщину где-то на территории Венгрии от посягательств русского офицера, про то, как случайно встретил племянника на озере Балатон, а через несколько дней случайно узнал, что Степан сгорел в танке.
После войны папа вернулся в родную деревню. Односельчане уважали его за добрый нрав. Весельчак, балагур, он был лучшим плясуном на сельских праздниках и посиделках, как говорят в деревне – первый на кругу.
Мои родители, Александр Тимофеевич и Евгения Яковлевна, пронесли любовь друг к другу через всю свою долгую совместную жизнь длиной в 61 год. Всё их богатство – это мы, их дети. Всем четверым они дали образование. Помогли поставить на ноги и племянников, у которых война отняла отцов.
Папа ушёл из жизни в июле 2002 года. Он позвал маму, крепко обнял её и сказал, что умирает. Отвернулся к стенке и тихо ушёл…