Иван Мальцев и сегодня наизусть помнит лоции Туры, Тобола, Иртыша, Оби, Пура и Таза. Но, выйдя на заслуженный отдых, он ограничил свои странствия ближним бассейном.
Капитан-механик Мальцев сегодня за штурвалом разъездного катера КС-110 – самого, наверное, востребованного транспортного средства вблизи Абалака и здешнего экспериментального рыбзавода. Он – первый помощник рыбнадзора, различных ведомственных комиссий Госрыбцентра и местных жителей. Если кому потребуется срочно переправиться на другую сторону, первым делом ищут Иваныча.
Сам он родом из-под Омска. Профессию рулевого-моториста получил в Тюмени. В первую навигацию ушёл в 1972 году. С тех пор и бороздит водную гладь сибирских рек. Ходил в основном на трудягах РТ, доставляя в отдалённые северные районы грузы.
– Сколько тонн переправил?.. Да кто его сосчитает, – Иван Иванович, не отрываясь от разговора, вглядывается в безбрежную водную гладь, раскинувшуюся за иллюминатором. – Скажу только, что весь север прошёл, каждую пристань помню – Тазовск, Красноселькуп, Яр-Сале, Тарко-Сале, все отмели и перекаты помню.
Капитан Мальцев вспоминает время, в котором и днём и ночью жизнь на реке кипела:
– В порту Салехарда не протолкнуться – столько судов стояло. Бывало, обратно уже поздней осенью выходили караванами из Тазовской губы, в сопровождении ледокола, а в караване насчитывалось по 100 единиц техники.
Полюбить своё дело, стать мастером, считает Иван Мальцев, ему помогли наставники. Учился у знаменитых капитанов Обь-Иртышского пароходства – тоболяка Михаила Кугаевского, Евгения Корсакова, Василия Секисова, Геннадия Волокитина.
Спросила о тех, кто ждёт капитана на берегу, а он в ответ:
– А у нас семейная династия. Жена моя, Роза Аркадьевна, больше десятка лет проплавала на северах, трудилась у плиты. Сынишку Николая пятимесячным крохой взяли с собой в навигацию. Он пошёл по моим стопам – выучился на рулевого-моториста. Правда, сейчас изменил направление деятельности. Занимается строительством кораблей, работает на судоэкспериментальной верфи. Только дочь – человек абсолютно береговой (хотя тоже ходила с нами в детстве). И мне было приятно получить известие, что наша династия включена в памятную книгу пароходства.
В 2000 году Иван Иванович вышел на пенсию. Осел в Тюмени, но с рекой расстаться не смог и вот уже восемь лет трудится на Абалакском участке.
Работы хватает. А после дежурства ветеран речного флота отдыхает в комнатке гостиницы. Условия здесь спартанские, но его такой образ жизни вполне устраивает. Ведь рядом река. Рядом его судно.