Медиакарта
8:20 | 17 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

Время писать мемуары

Парадно-выходной костюм заводоуковец Сергей Лёлин надевает по особым случаям. Один из них – День Победы, самый дорогой ветерану праздник. Другой – день рождения: как раз завтра Сергей Никифорович отметит солидный юбилей.

Особых подарков ветеран не ждёт. Говорит, что 90-летнему кроме здоровья ничего не нужно. А самые близкие – дочери Наталья и Елена, внуки, коих у Лёлина пятеро, и столько же правнуков – всегда рядом. Как и положено в праздник, соберутся они в отчем доме за большим столом. Вот тогда-то Сергей Никифорович и представит домашним свою книгу воспоминаний, над которой трудился в юбилейный год. В ней – вся его жизнь. Больше сотни страниц рукописного текста…

– А когда писать мемуары, если не в 90! – восклицает Сергей Никифорович. –  Собираясь с мыслями, я прокручиваю в памяти прошлое: эпизоды мелькают один за другим, словно в старом кино. Вот моё босоногое детство. Оно прошло на Псковщине, в деревне Подклинье. Нас у матери с отцом было семеро. Вот я уже подросток – вместе с братьями и сёстрами помогаю родителям собирать с поля лён, а потом бегу в  школу, что в четырёх километрах от родного дома.

Затем воспоминания переносят Сергея Лёлина в военный 1943-й, когда его, 16-летнего, арестовали немецкие оккупанты. С болью он рассказывает, как пылала деревня, а его вместе с односельчанами фашисты затолкнули  в тесную теплушку и повезли в неизвестном направлении.

– Через несколько дней оборванные, голодные и полуживые мы стояли перед железными воротами с надписью: «Саласпилс» и, кажется, не до конца понимали, что это концлагерь, – почти шёпотом произносит Сергей Никифорович.

«Саласпилс» снится ему до сих пор. Длинный барак и нары… Хлеб, что клейкая масса, и баланда раз в день. Молодые и старые работали на износ: заключённые перетаскивали  песок с места на место. Потом пленных перегнали во Францию, а оттуда – в Германию, где узники расчищали дороги и разбирали после бомбёжек завалы. Их освободили американцы в 1945-м. «Живой!» – была первая мысль, мелькнувшая у Сергея Лёлина. Советских лагерей  Сергею Никифоровичу удалось избежать только благодаря свидетелям, подтвердившим, что он не сотрудничал с немцами.

После войны Лёлин служил в армии. Его воинская часть находилась недалеко от Одессы, и он не раз участвовал в параде в честь Дня Победы в городе «у Чёрного моря».

В родные края вернулся лишь в 1950-м. Только вот работы там не было. Купив хорошие валенки, отправился Сергей Никифорович к брату в Сибирь. Вместе с работой нашёл в Заводоуковске и любовь: встретил на танцах прехорошенькую девушку с русыми косичками. Сорок пять лет прошли они с Людмилой Васильевной рука об руку. На вопрос, как прожили, отвечает: честно. Двоих детей воспитали. Людмила Васильевна трудилась в больнице акушеркой, Сергей Никифорович  – токарем на заводе «Тюменьсельмаш».

– Помню, за ударную работу мне предложили приобрести вне очереди «Волгу», – рассказывает Сергей Лёлин. – А что такое «Волга» в 1980-е? Всё равно, что сегодня новый «мерседес»! Да только отказался я от покупки: старенький мотоцикл «Днепр» оказался дороже. Скромно мы с Людмилой Васильевной жили. Уже почти два десятка лет, как нет её со мной, а дом, который построили родители жены и в котором мы с супругой жили, всё ещё стоит. Вот ведь жизнь – удивительная вещь.

Автор: Ольга МЯСНИКОВА Фото автора