Медиакарта
19:28 | 7 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Летняя Пасха» Сибири

14:38 | 08 июля 2016

Сто лет назад, 10 июня 1916 года (а по новому стилю – 23 июня), в Тобольске состоялись торжества прославления в лике святых Российской Православной Церкви митрополита Иоанна (Максимовича), служившего на сибирской кафедре с 1712 года до своей кончины в 1715 году. День его преставления стал и днём его прославления, которое состоялось во многом благодаря настойчивости императора Николая II и его супруги Александры Феодоровны. Потому и самого владыку Иоанна часто называют «последним царским святым» – святым, прославленным в последний год монархии в России. 

Почитание святителя

Прославление Иоанна Тобольского давно ожидалось церковным народом. К его могиле в приделе Софийско-Успенского собора издавна приходили паломники. Об этом свидетельствовал протоиерей Александр Сулоцкий ещё за полвека до канонизации. А к 1915 году только официально зафиксированных случаев чудесной помощи по молитвам к владыке Иоанну было около полусотни.

Так, священник Никольской церкви села Зарослое Ишимского уезда Александр Асписов свидетельствовал: «18-го числа минувшего апреля месяца жена моя заболела тяжкой формой инфлуэнцы; болезнь прогрессировала, и вот, когда она осложнилась настолько, что вполне можно было опасаться за жизнь матушки, я, собравши своих детей и домочадцев, стал служить молебен святителю Иоанну, и матушка тотчас же почувствовала себя гораздо лучше, а когда я отслужил в тот же день ему ещё два молебна, то болезнь сразу как бы остановилась, и матушка стала быстро поправляться и в настоящее время, слава Богу, совершенно здорова».

Всю жизнь благоговейно хранила историю своего чудесного исцеления и матушка Ангелина, супруга священника Иосифа Моисеева, который в тридцатых годах ХХ века служил в ишимском Никольском храме. В декабре 1914 го- да, когда они с мужем жили в таёжных районах Тобольской губернии, неподалёку от Ирбита, она заболела проказой. Лечение не помогало. В феврале 1915 года её муж, прочитав житие ещё не прославленного святителя Иоанна, решил отслужить ему водосвятный молебен, во время которого 18-летняя Ангелина усердно молилась – так, что «как встала на колени, помню, а как я молилась – вот была глубокая вера, что не понимала, где я», по окончании молебна отец Иосиф «обильно окропил меня святой водой, а не разрешалось при проказе даже умыться», и уже на следующий день появились явные признаки исцеления – короста «стала суше, чем вчера», а «через три дня лицо моё совершенно очистилось».

В тяжкие дни испытаний, вызванных военным временем (шла Первая мировая война) желание сибирской паствы обрести ещё одного небесного заступника только укрепилось. В декабре 1915 года, когда отмечалось двухсотлетие кончины святителя, состоялось освидетельствование его мощей, которое совершил будущий Патриарх, а тогда ещё архиепископ Литовский Тихон (Беллавин). 20 января 1916 года императору был представлен синодальный доклад, говоривший о возможности совершить канонизацию. На следующий день Николай II положил на нём резолюцию: «Приемлю предложение Святейшего Синода с умилением и тем большим чувством радости, что верю в предстательство Святителя Иоанна Максимовича, в эту годину испытаний, за Русь православную».

Тобольские заботы

Тобольской Пасхой называют в литературе дни 8–10 июня 1916 года, назначенные определением Святейшего Синода для общецерковного прославления митрополита Иоанна.

Епископу Варнаве предстояло принять небывалое число преосвященных – митрополита Московского и Коломенского Макария и ещё десять архиереев. Из столицы прибыли обер-прокурор Синода гофмейстер А.Н. Волжин и издатель газеты «Колокол» В.М. Сквор- цов, из Омска – Степной генерал-губернатор и попечитель Западно-Сибирского учебного округа. Также приехали несколько архимандритов, ректоров духовных семинарий и значительное число духовенства. Среди путешественников – бывший губернатор А.А. Станкевич, почётный гражданин Тобольска и почитатель святителя Иоанна, по молитвам которого он получил исцеление от тяжкой болезни ещё во времена своего губернаторства.

О том, что готовятся торжества по прославлению митрополита Иоанна, знали не только в столице и Тобольской губернии – знали во всех епархиях и даже на фронте. Богомольцы прибывали в Тобольск водным путём из Тюмени, Омска, Самарово. Со всех сторон епархии шли по грунтовым дорогам пешком, ехали на лошадях. Шли крестными ходами, шли семьями. Это был по большей части простой народ, скорбящий, озлобленный, просящий милости и помощи Божией. Несли ко гробу угодника Господня свои безутешные печали и болезни. На каждом шагу встречались слепые, хромые, увечные, убогие. Прибывали из отдалённых мест. Пешком пришла группа богомольцев из Черниговской губернии, где долгое время служил митрополит Иоанн. Всего в Тобольск на торжества прибыло, по разным подсчётам, от тридцати до пятидесяти тысяч паломников – население города увеличилось в два с половиной раза!

81-летний митрополит Макарий прибыл в Тюмень поездом 4 июня. Из Москвы он вёз серебряный ковчег для мощей святителя Иоанна и кипарисовый гроб для раки, созданный по образцу гроба Святейшего Патриарха Ермогена в Успенском соборе Кремля. В этот же день на пароходе «Петроград», заполненном множеством духовных лиц и простыми богомольцами, владыка отбыл в Тобольск. Вечером было совершено всенощное бдение. Могучий хор оглашал реку. Заслышав пение, на берега выходили жители деревень, на пристанях собиралось множество народа.

В Тобольске митрополит посетил родное учебное заведение, находившееся тогда в Знаменском монастыре, и оставил запись в книге почётных посетителей: «Питомец этой семинарии, убогий Макарий, митрополит Московский». Невдалеке отыскал он и дом, где жил юношей на квартире. Кстати, в Ишиме в духовном училище в эти же годы трудился помощником смотрителя дальний родственник владыки Пётр Петрович Невский.

Ещё 31 мая в Тобольск приехал член совета Министерства внутренних дел тайный советник П.М. Кошкин, командированный для руководства административно-хозяйственной стороной предстоящих торжеств. Губернатору Н.А. Ордовскому-Танаевскому и комиссии по выработке церемониала и организации административно-хозяйственных вопросов предстояла немалая работа. И, несмотря на огромное число паломников, торжества прошли на достойном уровне и без происшествий. Обошлись даже без привлечения войск, как было принято в подобных случаях.

Прибывавших в Тобольск размещали во всех общественных и учебных заведениях города, принимали их на квартиры и жители города. Для продовольствия богомольцев устраивали дешёвые чайные с продажей съестных продуктов, организовывали выпечку хлеба и кренделей в большом количестве. Все дни стояла тихая погода без дождей, так что многие устраивались на ночлег под открытым небом.

Почти круглые сутки в соборе и на площади совершалась исповедь многочисленных паломников, желающих причаститься Святых Таин. Принимали исповедь десятки священников, также съехавшихся в Тобольск. Повсюду слышались песнопения либо речи бесед, которые вели епископ Варнава и митрополит Макарий, который, несмотря на возраст, казалось, не имел ни минуты покоя.

Для того, чтобы все желающие могли участвовать в общей молитве при прославлении святителя, посредине обширной площади перед собором выстроили крытый помост – своего рода церковь-павильон с куполом и алтарём и с электрическим освещением. Здесь в ночь с 9 на 10 июня был поставлен после прославления честной гроб со святыми мощами Иоанна для поклонения.

«Светозарная ночь»

Издатель журнала «Колокол» Василий Михайлович Скворцов был единственным столичным корреспондентом, подробно описавшим тобольские торжества. Особенно трогательно он пишет об их кульминации:

«Вечером 9 июня благовест тысячепудового тобольского великана соборной колокольни призвал на великий пир веры в честь и славу святителя Иоанна…

Многие тысячи рук осенили себя крестным знамением в трепетном чувстве радости и великой благодарности Царю Небесному за осуществление благочестивого упования многих поколений тобольского верующего народа…

Когда вся эта многотысячная масса богомольцев зажгла свечи (при пении «хвалите» и обнесении раки с мощами новопрославленного Угодника вокруг всего кремля и площади), то картина получалась буквально неописуемого церковно-бытового благолепия.

Погода стояла тихая, тёплая. Ни одна свечечка не погасла, не мигала. На тёмном фоне народного моря эти десятки тысяч огоньков представлялись как бы рассыпавшимися и застывшими неподвижно в воздухе искрами разорвавшегося фейерверка…

Пение во время всех торжеств было простое и общенародное, во главе коего был архиерейский хор, одетый в простые обывательские костюмы, почему получалось впечатление, что хора особого и нет в храме, а поёт вся церковь…

Началось изнесение святых мощей из собора, двести лет хранившего под спудом этот яркий светильник веры, поставляемый ныне на «всецерковную подсвещницу»… Со всех колоколен полился «красный звон», обрывавшийся где-то вдали, на широкой водной поверхности стремительного Иртыша…

Выходит на балкон епископ Варнава… Своим звонким, отчеканивающим голосом владыка воскликнул: «Братья и сестры, у нас ныне «воистину священная, всепразднственная, спасительная ночь светозарная», «праздников праздник», вторая «Пасха красная»... Будем радоваться о Воскресшем Господе, дивном во святых Своих»... Вдохновлённая толпа певцов и певиц заглушает дальнейшие слова архиерея-народолюбца радостным пением пасхального канона…»

Торжества на приходах

Во всех городах и сёлах России – в том числе в Ишиме и Ишимском уезде – вечером 9 июня также были отслужены всенощные с первым величанием нового святого, а в день прославления 10 июня совершены были повсеместно литургии с молебнами Иоанну Тобольскому.

Ещё за полгода до акта прославления, после выхода определения Святейшего Синода, иконописные мастерские, а также типографские и литографские заведения, взялись за изготовление изображений святителя. Тобольский епархиальный книжный склад в мае заказал иконы св. Иоанна лучшим петроградским и московским живописцам. Было напечатано множество икон на бумаге. И всё же их не хватало многочисленным паломникам, жаждавшим унести в родные города и веси воспоминание о святых днях в Тобольске.

В 1916 году многие приходы озабочиваются приобретением храмовых икон митрополита Иоанна. Их пишут столичные и тобольские иконописцы. Но не только. Так, в строящийся храм в селе Шабалино Ишимского уезда для иконостаса, который изготовляла ишимская мастерская И.А. Хлопотова, была также заказана икона тобольского святителя, написанная, возможно, самим Иосифом Андреевичем. Чудом она пережила бурные события ХХ века и в 1990-х годах вернулась в сохранившийся чудом же храм. В селе Южно-Плетнёво нынешнего Омутинского района в руинах кирпичного храма также ещё можно увидеть сохранившееся изображение Иоанна, написанное в 1917 году живописцем Павлом Васильевичем Пестовым, пермским мещанином, который работал по найму у Хлопотова.

И поныне владыка Иоанн – один из самых любимых сибирским православным народом святых, и на торжества его памяти 22–23 июня в Тобольск неизменно собирается великое множество паломников, надеющихся на его предстательство пред Господом.

Надежда Антуфьева,

Геннадий Крамор.

На снимке: образ святителя Иоанна из иконостаса Шабалинской церкви.

Автор: История