Медиакарта
3:50 | 23 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Объект специального назначения

За сутки Туртас употребляет в среднем 600 кубометров очищенной воды. Зимой, естественно, меньше. А если бы не было подземных источников водоснабжения и станции очистки? Питьевая вода представляла бы из себя мутноватую жидкость, перенасыщенную железом с соответствующим вкусом. Раньше к тому же текла по ржавым трубам. Теперь водопровод только из полиэтилена. Раз в квартал образцы питьевой воды из Туртаса доставляются в лабораторию в Тобольск, где она подвергается тщательному анализу.

Как считают специалисты областного департамента недропользования и экологии, в Уватском, Тобольском и Нижнетавдинском районах сосредоточено около 90 процентов всех пресных подземных вод юга области. Они являются гарантированным источником обеспечения качественной водой населенных пунктов региона как минимум на четверть века. Зато не отличаются стабильностью объемы питьевой воды в реках и озерах. Кроме того, по мнению экспертов, с каждым годом увеличивается их загрязненность и мутность, что требует дополнительных затрат на очистку, а вода «из-под земли» таких недостатков не имеет. В связи с этим губернатор Владимир Якушев поручил заинтересованным областным службам и администрациям муниципалитетов разработать проекты водозаборов из подземных скважин, чтобы обеспечить население чистой питьевой водой. Отрадно, что для Туртаса этой проблемы не существует. С декабря 2007 года, оказавшись «впереди планеты всей», поселок получает гарантировано чистую подземную воду благодаря вводу в строй станции очистки и других не менее важных специальных объектов, на возведение которых было израсходовано более 70 миллионов рублей.
Нет смысла подробно описывать здесь технологию получения чистой воды. Тема непростая, человеку несведущему сложно пробраться сквозь дебри специальных понятий и терминов. Достаточно проследить путь воды, которой вы ежедневно пользуетесь, от скважины до крана в квартире. Главный объект системы, конечно же, станция водоочистки, разместившаяся на виду конторы ЖКХ. В направлении на юг от нее через 900 метров расположен закрытый от посторонних глаз водозабор с блок-постом. Управление тремя скважинами производительностью от 20 до 30 кубов в час осуществляется по мобильному телефону. С водозабора вода подается на станцию водоочистки, а очищенная поступает в резервуар чистой воды (РЧВ), монолитом возвышающийся над территорией станции и вмещающий 700 кубометров живительной влаги. Здесь она отстаивается, а затем насосом закачивается в водопровод. Давление при этом задается и контролируются компьютером, все процессы автоматизированы.
Тогда непонятна роль персонала. Простые наблюдатели что ли?
- Нет, не наблюдатели, - говорит слесарь Валерий Мельцев, работающий на станции с 2008 года. - Лично я занимаюсь промывкой фильтров, операция непростая, требующая особого внимания. Ну и ремонт, понятное дело - текущий или по необходимости.
Фильтров, пропускающих через себя поток воды, - шесть. Три с сорбентом типа гранитной крошки, их Валерий Михайлович промывает ежедневно, и три со специальным кокосовым углем - обслуживаются раз в неделю. Несут свою вахту - сутки через трое - и четверо операторов. Это ветеран станции Валентина Кузьминова, Марина Новосёлова, Александр Седов и Нина Шестерова. В их обязанности входит контролировать уровень в резервуаре чистой воды и работу хлораторной установки. Для определения качества воды операторы ежедневно проводят анализы. Данные заносятся в журнал, они в пределах нормы. Например, 17 июля дежурившая Нина Константиновна Шестерова записала: содержание железа в воде 0,2 г на литр (допускается до 0,3), хлора 0,4 г на литр (допустимо до 0,5). Ну, а коль в воде, прошедшей глубокую принудительную очистку, содержание химических веществ в норме, она имеет все основания считаться отменной.

Фото автора

К другим новостям "Уватских известий"

Автор: Александр ПАРАМОНОВ