Бежит, торопится времечко, словно речка быстрая течёт. Незаметно промелькнуло любимое нами лето с его жарким солнцем да лазоревым небом, яркой зеленью трав, прелестью цветов, сладким ароматом спелой земляники и проливными дождями, которых нынче было более чем достаточно, будто прогневался на нас за что-то Илья-пророк.
На пороге август, а с ним Ильин день, согласно старинному народному календарю. Этот православный праздник, в числе других, издавна почитался на Руси.
Бабушкины уроки
Напоминает он мне благословенные дни далёкого послевоенного детства, проведённые в гостях у бабушки Матрёны Дмитриевны, жившей с семьёй сына Тимофея Никандровича, брата моего отца. Мне нравился их крестовой дом на краю села с высокими воротами, обширным двором, конюшней, амбаром и другими постройками, колодцем и банькой в огороде, с садом, в который, правда, я побаивалась лишний раз заглянуть – там над ульями и кустами летали кусачие пчёлы. Нравилась их просторная кухня с русской печью, полатями и голбцем. У печи стояла закрытая деревянным кругом кадушка со свежим квасом, который пили вместо воды. У широкой лавки, накрытой тканой дорожкой – обеденный стол, а над ним в переднем верхнем углу божница с иконами, сюжетными картинками из Жития святых, лампадка и свечи. Божественные лики таили в себе нечто загадочное, непонятное для моего детского ума. Бабушка не садилась за стол, не перекрестившись на святые образа, не прошептав короткой молитвы, как и сноха, тётя Анфиса.
Любила я сидеть на подоконнике раскрытого настежь окна, выходящего в палисад, слушать тихий шелест тополиных листьев, вдыхать их смолистый аромат. В тот день воздух был особенно свежим. Подул ветер, и листва зашумела сильней, капли дождя застучали по железной крыше. Вошла бабушка, велела закрыть окно. «Будет гроза, сегодня Ильин день», – сказала она. Но нас, детей, это не остановило. Мы выбежали во двор, а там уже вовсю лил дождь. Солнце сияло, и косые нити дождя тоже светились, казались серебряными. Мы бегали по лужицам, крича: «Дождик, дождик, пуще, дам тебе я гущи!». Загрохотал гром, сверкнула молния, и нас как рукой смело в сени. Мы считали, что это грозный Илья-пророк разъезжает по небу на колеснице, и знали, что после Ильина дня купаться в речке нельзя. А бабушка в этот день отдыхала от огородных забот и потчевала нас каральками, мёдом и сладкой кулагой.
На ночь она окропляла нас «святой» водой. Жившие с ней внуки благосклонно принимали эту процедуру, я же наскоро стирала с лица капли воды, ведь росла в семье атеистов и воспитывалась соответственно.
С какой любовью я и сейчас вспоминаю мою добрую, гостеприимную бабушку Матрёну, никогда не повышавшую голос, но обладавшую твёрдым характером, которая мудро управляла домом, многочисленными домочадцами, а во время войны с ней жили семьи сыновей, ушедших на фронт. Дедушка, участник Первой мировой, умер ещё в 1939 году. Его портрет висел в горнице на почётном месте. Сыновья почитали старушку-мать, считали её старшей в доме, снохи уважительно называли её «мамонькой», «мамашей». В этой настоящей русской православной семье бабушка была хранительницей старинных обычаев и традиций. Она настояла на том, чтобы внуков окрестили, сама возила их в Тюменскую церковь.
Её рассказы о святых, об Илье-пророке казались мне сказкой, многого не понимала, но уяснила, что он святой грозный, суровый, карающий и в то же время щедрый, посылающий на землю плодородие. В его подчинении дождь, гром, молния, которую надо опасаться, но которая «спелит хлеба». В засуху ему молятся о дожде, во время длительных дождей – о ведренной погоде. Дождевую воду она считала целебной: ею можно обливаться, умываться. Она сама умывала детей от «призора» – дурного глаза, от разных болезней.
Ильин день в старину
По священному написанию, Илья-пророк – один из великих святых, родившихся во времена Ветхого Завета. Имя «Илья» означает «Крепость Господня», оно определило всю его жизнь. По преданию, с малых лет он посвятил себя единому Богу: поселился в пустыне и проводил жизнь в строгом посте и молитвах. Призванный быть для людей вестником Божьим, то есть к пророческому служению, стал пламенным ревнителем истинной веры и благочестия. За это после принятия телесной смерти был взят на небо в огненной колеснице.
Второе августа по новому стилю считается днём святого Ильи-пророка. Старожилы нашего села помнят много примет, пословиц и поговорок, связанных с этим днём, передававшихся из поколения в поколение.
«С Ильина дня идёт поворот на осень, – рассказывает Клавдия Ильинична Сергеева, – хотя лето простоит ещё долго, будет и жаркая погода. Длиннее становятся ночи, холоднее вода. После Ильина дня уже не купаются, и утренники холодные. Ильин день считался праздником. В старину жившие единоличным хозяйством крестьяне в поле не выходили, сено не стоговали, чтобы не прогневить святого Илью, чтобы молнией стога не спалило. Скот на пастбище не выгоняли, боясь грозы. Этот праздник связан с состоянием природы, с изменением погоды. «Илья-пророк – косьбе срок» – заканчивается сенокос, начинается жатва хлебов. Сначала поспевает рожь, потом пшеница».
Продолжение читайте на страницах "Призыва".