Продолжение.
Начало в №№ 2014 года 73-74, 83-84, 85-86, 91-92; 2015 года - 3-4; 45-46; 47-48; 57-58; 59-60, 73-74; 75-76; 2016 года - 24.
Казалось, успех благоприятствует красноармейцам, но из штаба бригады был получен приказ отступать. Снявшись с позиции, 266-й имени Малышева полк двинулся в сторону д. Иванова. Последним с позиции отступил взвод 9-й роты под командованием Позднякова, который дал возможность всему полку отойти без потерь. Теперь, основной удар Сводной Сибирской дивизии пришелся на д. Сев. Дубровное. Здесь оборонялись части 29-й красной дивизии, и находился батальон 265-го Уральского полка (4 роты). На рассвете, 71-й Сибирский и 2-й Штурмовой полки атаковали деревню. Их наступ-ление поддерживала 1-я легкая и батарея тяжелых 6-дюймовых орудий.
По воспоминаниям К.А.Кобозева, красноармейцы окопались у д. Сев. Дубровное, вырыв себе окопы для стрельбы «с колена». С рассветом на опушке леса, с востока от деревни, появились цепи белой пехоты, одетые в английскую форму. Находившийся здесь же командир полка Кононов расположил свой наблюдательный пункт на опушке леса, на участке 5-й роты. Подпустив белых поближе, он приказал одновременно открыть огонь из 12 пулеметов. Под плотным настильным огнем, цепи белой пехоты залегли в 150-200 метрах от красных позиций. Несколько минут по ним велся плотный подав-ляющий огонь, после чего, по команде, красноармейцы поднялись в контратаку. Противник был отброшен, оставив на поле 1 пулемет системы «кольта», 128 пленных и трупы убитых офицеров. Также на поле боя подобрано 180 винтовок и принято 9 перебежчиков. Не успела остыть горячка боя, как командир полка приказал оставить позиции и отходить на перекресток дорог Кайнак – Иванова – Чир-кова - Шангина. Здесь батальон прикрыл отступление 266-го красного полка к д. Иванова, после чего, построившись в колонну по четыре, двинулся на д. Кайнак, для присоединения к своему полку…
Дорога стелилась по ровной местности, через небольшие пере-лески. Когда до деревни оставалось уже недалеко, от опушки леса справа, примерно в километре от шагающей колонны внезапно с криками «ура», вынеслась казачья лава. Повернув строй направо, ба-тальон быстро перестроился. Первая шеренга, лежа, вторая с колена, а третья - стоя, все вместе дали подряд четыре залпа по атакующей коннице. Не выдержав такого плотного огня, казаки отхлынули об-ратно в лес, оставив на поле убитых и носящихся без всадников лошадей.
Всего за два дня прошедших боев, 265-й Уральский полк потерял 5 убитых, 29 раненных, 2 контуженных, 13 пропавших без вести, 6 дезертиров. Было убито 2 лошади, еще 1 лошадь пропала. На поле боя оставили 17 винтовок, а при выходе из окружения, в болоте было брошено 2 пулеметных станка, 5 двуколок и 4 телеги с шинелями 5-й и 6-й рот. Среди раненных красноармейцев были Дубовцев Алексей и Платонович Афанасий, в плен белыми был взят красноармеец Богданов Иван Иванович, уроженец Петроградской губернии, Гдовского уезда, Добружинской волости, д. Локоть.
К вечеру, части Сводной Сибирской дивизии сильным ударом и одновременным обходом с флангов сбили красные части 29-й дивизии с укрепленных позиций и заняли д. Сев. Дубровное. Красноармейцы отступили на д. Крашенева, оказав в бою, по оценке белых офицеров «небывалое сопротивление».
На участке 3-й бригады Брока, чей замысел о наступлении так провалился накануне, главный удар должен был наносить 269-й Богоявленско-Архангельский полк. С левого фланга его поручили прикрывать 268-му Уральскому полку. Однако, как это часто бывает, противник нарушил все планы. С утра 269-й Богоявленско-Архангельский полк стоял в д. Селезнево. Четыре эскадрона белой конницы, по сути - целый кавалерийский полк, обойдя деревню ранним утром со стороны д. Дресва (Гнилой) внезапно атаковали ее, но были отбиты огнем, вовремя заметившего их сторожевого охранения. Белая конница отступила на километр от деревни, где спешилась и начала окапываться. Вскоре к белым подошла батарея из 2 легких орудий, которые встали на позицию и открыли артиллерийский огонь по д. Селезнево. За ними стала подходить пехота Екатеринбургской дивизии. Сдав ей позиции, белая конница ушла на д. Жиряки. Два ее эскадрона попытались проникнуть в тыл красных, двинувшись в промежуток между оз. Стекленей и оз. Черное, но были встречены огнем выставленной здесь заставы и также ушли на д. Жиряки. Брошенные вслед за ними в преследование взвод полка «Красных Гусар», эскадрон 3-го Уфимского кавдивизиона и команда пешей разведки 269-го полка захватили одного пленного из Екате-ринбургского конного дивизиона «Черных гусар».
Тем временем по соседству, на участке 268-го Уральского полка, занимавшего оборону у д.д. Вьялково и Козлово, белые с утра открыли огонь из 2 легких орудий. Под его прикрытием, 1-й Екатеринбургский полк двинулся цепями в атаку. По наступавшим белым был открыт сильный ружейно-пулеметный огонь. Одновременно в обход их была направлена колонна из 269-го Богоявленско-Архангельского полка. Под этим огнем и маневром, белые цепи остановились и стали окапываться. Тем временем, стремясь подавить огонь красной артил-лерии, белая батарея перенесла весь свой артиллерийский огонь на д. Бердюгино. Постепенно снаряды стали рваться все ближе и вскоре в 4-й Верхнеуральской и 5-й Белорецкой красных батареях было уже ранено по одной лошади. При этом командир 5-й красной батареи во время боя достал револьвер и стал угрожать своим красноармейцам, бегая по позиции с оружием. За это позднее он был отстранен от командования и предан суду.
Видя заминку в наступлении, на помощь из д. Меньшиково дви-нулась Златоустовско-Красноуфимская бригада. Одновременно со стороны д.Яровое, в обход левого фланга красной позиции, двинулась 1-я Сибирская казачья дивизия. И хотя ее передовой разъезд был отбит огнем, стало ясно, что стоявшие слева части 2-й бригады Томина уже отошли и весь левый фланг обороняющихся открыт. А позади позиций 268-го Уральского полка было большое озеро. Оценив невыгодность положения, командир полка Хлебутин отдал приказ об отходе. Снявшись с позиции, 1-й и 2-й батальоны стали отходить по дороге на д. Гнилая (Дресва), а 3-й и 4-й батальоны с Оренбургской сотней двинулись на д. Зимовье Кайнакское. Следом за ними, части Златоустовско-Красноуфимской бригады заняли деревни Вьялково и Бердюгино.
…Прошедшая неделя, дорого стоила 268-му Уральскому полку. Всего в период с 7 по 15 сентября в боях под д. Старорямово, во вре-мя паники под д. Снегирево и в бою под д. Вьялково он потерял от 21 до 26 убитых и от 137 до 157 раненных, а также 31 пропавшего без вести, утерял 6 лошадей, 1 седло, 3 повозки, 2 одноколки, 5 пу-леметов, 40 пулеметных лент и 60 винтовок. Пропал без вести, и по-ехавший в полк сотрудник Особого отдела дивизии Загвоздкин Иван Григорьевич. Действовавший в отрыве от остальных полков своей бригады 270-й Белорецкий полк, после боя под д. Чирково, стал от-ходить через д. Кайнак на д. Козловку, для соединения со своей бригадой. Однако по дороге стало известно, что красные полки уже оставили этот район. Свернув в сторону, 270-й Белорецкий полк двинулся на д. Нижнеманайское.
15 сентября ситуация на фронте резко изменилась. Накануне днем части соседней 29-й красной дивизии начали отходить на запад. Чтобы не быть отрезанными в д. Кайнак, полкам 2-й бригады Томина также пришлось начать отступление.
Снявшись с позиций, бойцы отходили через опустевшее село… На улицах было безлюдно и тихо. Первым уходил 266-й имени Малышева полк. К полудню он уже прибыл в д. Зимовье Кайнакское (в 15 километрах западнее д. Кайнак). За ним подошел 265-й Уральский полк и последним подтянулся 267-й Горный полк. 2-я Красноуфимская батарея остановилась в д. Крючки (4 километра западнее Зимовье Кайнакское). Отход прикрывал 4-й Петроградский кавдивизион. К вечеру 267-й Горный полк с 2-й Красноуфимской батареей ушел в д. Нижнеманайское, где занял позицию. 265-й Уральский полк с 3-й Красноуфимской батареей и 4-м Петроградским кавдивизионом дви-нулся в д. Киселево, а 266-й имени Малышева полк перешел в резерв в д. Пятково.
Тем временем, белая артиллерия с полудня вела сильный огонь по д. Кайнак, чем причинила массу вреда крестьянам. Пламя от заго-ревшихся домов и сараев бешено плясало над деревней, широкие лоскуты его отрывались и таяли… Вскоре, оставленную д. Кайнак занял 14-й Иртышский полк с 4-й гаубичной батареей. Конная раз-ведка быстро проскакала по всей деревне, закружилась на околице… Пешие дозоры заползли в улицы, осмотрели все переулки, обшарили дворы. С песнями, четырьмя пестрыми колоннами вошли победители в пустой Кайнак. Сводная Сибирская дивизия заняла д. Крашенево.
К 16 сентября, белые занимали: 14-й Иртышский и 16-й Ишимский полки - д. Кайнак, 15-й Курганский полк - д. Чирково, 13-й Омский – д. Семискуль, штаб 4-й Сибирской дивизии - д. Песьяное(Лягушево). Части Сводной Сибирской дивизии остановились: 71-й Сибирский полк - д. Иваново, 2-й Штурмовой полк - д. Крашенева, 1-й Штурмовой полк - д. Северо-Дубровная, штаб Сводной Сибирской дивизии - д. Плоское. Полки приводили себя в порядок после боев.
Последним, еще удерживаемым красными кусочком армизонской земли стала не существующая ныне д. Гнилая (Дресва). Здесь, на участке 3-й бригады Брока, красный 268-й Уральский полк к утру занимал двумя батальонами д. Гнилая (Дресва), а еще два батальона стояли на дороге Бердюгино - Зимовье, в 4 километрах восточнее д. Зимовье Кайнакское. На перекресток дорог Козловка - Зимовье Кай-накское была выдвинута Оренбургская сотня. У белых 1-я Сибирская казачья дивизия заняла д. Бердюгино, а части Златоустовско-Красноуфимской бригады занимали д.д. Вьялково и Козлово. Два ба-тальона 269-го Богоявленско-Архангельского полка с Богоявленской сотней находились на позиции в дефиле озер Куртан Северное и Стекленей, еще один батальон с 6-й Богоявленской батареей, стоял на позиции от северного берега оз. Стекленей до д. Гнилая (Дресва). 270-й Белорецкий полк находился в резерве в д. Нижнеманайское и по приказу комбрига, мобилизовав все подводы в деревне, должен был двигаться, с 4-й Верхнеуральской и 5-й Белорецкой батареями, ближе к линии фронта.
Продолжение следует...