В летнюю страду хорошего хозяина весьма сложно застать. Слишком забот много.
Василий Соловий из Блинниковой (Карачинское сельское поселение) казался неуловимым. «Ну давайте хоть в воскресенье встретимся», – предлагаю фермеру. «Ну что вы, этот день я посвящаю Богу и провожу его в церкви», – слышу в телефонной трубке.
Встретились в субботу. И прямиком отправились сначала на поля, потом на ферму. Беседа состоялась на ходу.
Василий Богданович Соловий родом с Украины. В Тобольск приехал после службы в армии, тогда ещё советской. Говорит, присягу давал одну и ей остался верен. А потому никак не может он привыкнуть к мысли, что страны той уже нет, а союзные республики разлетелись в разные стороны. Особенно переживает он за то, что отношения между Украиной и Россией испортились. И в церкви украинец Соловий молится о мире между братьями-славянами…
А потом о земле заговорили. Как вы фермером стали?
– Работал в строительной отрасли. Поднялся до своего дела. Была у меня пилорама. Взялся оформлять землю, а под базу мне её не предоставили, так как это земли сельхозназначения. Решил оформлять. Подумал, заведу овец – с ними хлопот поменьше…
А завёл коров. Открыл мини-ферму, и с 2011 года занимаюсь сельскохозяйственной деятельностью. Помимо коров пришлось потратиться на строительство фермы, на приобретение сельскохозяйственной техники. На приобретение оборудования для фермы средства выделил областной департамент АПК.
В настоящее время у меня 38 дойных коров, а всё стадо – около 60 голов. Три лошади – для пастуха и для души. Земля у меня в собственности – более 300 гектаров. Имеется шесть тракторов, комбайн для уборки овса. Нынче приобрёл новый трактор с косилкой. Технопарк приходится периодически обновлять, – обстоятельно рассказывает Василий Соловий.
Пилорама, с которой всё и началось, теперь используется только для нужд фермы. Сеет фермер многолетние травы и овёс. Докупает ячмень, пшеницу. Всё вместе дробят и получают комбикорм.
К заготовке кормов Василий Богданович относится серьёзно. В числе первых справился он с сенокосом. Заготовил и вывез на ферму порядка 300 тонн сена. Говорит, что на зиму хватит, ещё останется. Второй укос пойдёт на сенаж.
В этом году, правда, затопило у него 70 гектаров, которые оставлял под пастбища. И дорогу перетопило – через поле ездили. Но ничего, справились с трудностями.
Летом стадо Соловия пасётся на лугах. А когда пастух пригоняет коров на ферму для вечерней дойки, стадо не только обрабатывают от гнуса, но и подкармливают дроблёной свежескошенной травой. Фермер говорит, что это даёт хороший эффект.
Удои в среднем составляют 4 000 литров молока в год от коровы. Молоко сдаёт Соловий на Тобольский гормолзавод. До приезда молоковоза белое золото помещают в охладительный агрегат. Так что все технологические требования соблюдаются.
Прибыльным молочное животноводство у нас едва ли назовёшь. Оно всегда было дотационным. Но бонусов от государства с каждым годом становится всё меньше. Закупочные цены на молоко Василий Богданович иронично называет благотворительными. Субсидии на молоко зимой четыре рубля, летом три рубля. А ведь цены на сельхозтехнику, запчасти, топливо растут, как на дрожжах. Канула в лету и практика, когда на дойную корову государство выделяло 600 кг комбикорма на год.
Это фермер между делом пожаловался – на сердце накипело. А вообще, он привык, стиснув зубы, держать удар и работать. Дело потихоньку идёт, стадо прирастает телятами.
Летом прибегает фермер к сторонней помощи на период сенокоса и уборочной страды. Но говорит, что всё труднее на селе найти толкового механизатора. Зачастую приходится приглашать трактористов, комбайнёра из других сельских поселений.
На поле мы встретили тракториста Николая Уженцева. Он как раз из местных. Заехал он на зелёно-жёлтое колышущееся волнами поле на тракторе с косилкой и тележкой. Вместе с фермером прикрепил к трактору дробильный агрегат, который обдал меня облаком травяной сечки.
На ферме нас встретили два миролюбивых маленьких телёнка и грозный пёс – среднеазиатская овчарка. Стадо было на выпасе. Тракторист Юрий Старцев из Карачино заглушил мотор нового трактора, на котором перевозил сено, и поинтересовался, сможет ли его фермер в воскресенье на ферму подбросить – надо бы ремонтом старого трактора заняться.
Ответ получил отрицательный, как и я недавно. Воскресенье Василий Богданович посвящает исключительно делам духовным, так у него в роду заведено было, и эту православную традицию он от бабушки перенял.
С фермы мы мчим на машине хозяина по просёлочной дороге меж вековых деревьев. Перехватывая мой восхищённый взгляд, он говорит: «Лес у нас здесь богатый. Природа что надо».
А я слышу это «у нас» и снова осознаю – не так уж и важно, родился ты в Сибири или приехал сюда из других мест, но если прошёл проверку климатом и прочими особенностями, значит, по праву можешь называться сибиряком.