Учащиеся школы № 4 во время летних каникул проводили для всех желающих интерактивную экскурсию «В казахской юрте». В ярких национальных костюмах встречали гостей экскурсоводы.
Знакомство с традициями и культурой казахского народа проходило через народный танец, игры: «байга» – наездники, «куме алу» – подними монету, «белые юрты – серые юрты». Песню на казахском языке исполняла самая маленькая участница – второклассница Жасмина Касимова. Собравшиеся участвовали в обряде «тусау кесу» – первые шаги ребёнка. В казахском народе живёт поговорка: «Дом с ребёнком – веселье и счастье, без ребёнка – подобен могиле». Важным этапом для малыша является день, когда он совершает свои первые шаги. В этот день ножки младенца опутывали чёрно-белыми лентами, обрезать путы доверяли самому уважаемому и мудрому представителю рода.
Интересным и запоминающимся событием этой экскурсии стало посещение настоящей казахской юрты.
– Казахи относятся к юрте, как к священному имуществу, с уважением и почитанием. Самый торжественный момент в жизни казахов – передача юрты от отца сыну, – рассказывает экскурсовод Жанслу Исмакова. – Для казахов-кочевников юрта не только жилище, она подобна уменьшенной копии вселенной. Купол юрты символизирует небесный свод. Выстланные ковры – бескрайние и богатые пастбища. Передвижное сборное жилище казахов изготавливают из дерева, войлока, тростника и выделанных шкур животных, увешивают серебряными украшениями. У входа в юрту помещают обереги от злых сил – колючие растения. В центре юрты располагается очаг. Для гостей ставили стол возле очага. Сами хозяева трапезничали на полу.
Гостей мероприятия пригласили пройти в юрту и отведать национальные блюда.
За накрытым круглым низким столом, который называется «устел», продолжилось знакомство с казахской культурой. За белым чаем (с молоком) пробовали сладости. Всем досталось немного кумыса. Старинный кисломолочный напиток из кобыльего молока привезли из Казахстана. Угощала гостей Акмепе Султанова. Развлекала игрой на домре и песней Сандыгаш Самаева. Казахи с ранних лет учат своих детей красноречию, развивают творческие способности. Хозяин юрты тоже имеет право попросить гостя спеть песню, сыграть на музыкальном инструменте или прочитать стихотворение. Дети от всей души благодарили хозяев за гостеприимство и спели песню.
Только в тесном сотрудничестве учителей, родителей и учащихся школы можно было создать такой колоритный и интересный проект, как интерактивная экскурсия в казахскую юрту. Родители взяли на себя большую часть работы: украсили юрту, принесли предметы быта, готовили национальные блюда. Гостей они встречали на протяжении месяца.
– Участвуя в жизни школы, мы воспитываем своих детей. Ведь, как ты будешь относиться к ребёнку, к его потребностям, тем он и ответит. Нам не хлопотно было участвовать в этом проекте, – рассказывает Гульнара Касимова. – Мы горды тем, что так много людей других национальностей знакомятся с нашей культурой.
Руководителю проекта, учителю истории и обществознания С.В. Ширшовой, пришлось проехать весь район в поисках юрты. Она рассказала:
– Работать над проектом мы начали с моими ученицами Аидой Маутовой, Айжан Султановой и Камилой Айбаевой. Подключились пятиклассники: Мадина Самаева, Жанслу Исмакова, Даша Русанова, Алия Самаева, Анна Кишкевич, Дина Исмакова, Диана Афанасьева. Дети окунулись в социально-значимую работу, которая позволила раскрыть их способности.
В проекте «В казахской юрте» его организаторы получили не только бесценный опыт по сохранению традиций казахской культуры. Учащиеся школы попробовали себя в новом качестве: поработали экскурсоводами, волонтёрами. Всё, что со сложностями давалось в первый раз, сегодня уже не вызывает затруднений. Преодоление ребёнком комплексов и неуверенности ради полезного для общества дела – ещё одна грань в работе по реализации социальных проектов.
Фото автора