Популярность инженерной профессии в России растёт. Но что мы знаем о жизни молодых инженеров, об их удовлетворённости профессией, об их взглядах на будущее области и страны?
А.В. Райдер, директор департамента образования и науки Тюменской области:
– В минувшем году вузы Тюменской области выпустили порядка 4000 молодых инженеров, это чуть меньше половины общего числа выпускников. Нынче инженерные специальности выбрал каждый второй абитуриент. Понимая, как важны для региона думающие и амбициозные инженеры, мы плотно сотрудничаем с инвесторами и ведущими предприятиями. Партнёры предоставляют свои площадки и опытных наставников. Таким образом, у ребят есть возможность познакомиться с производством и получить необходимые для работы навыки, а у работодателей – присмотреться к будущим специалистам. Благодаря сотрудничеству с производственным сектором большая часть молодых инженеров устраивается на работу по специальности в течение года после окончания обучения.
Правительство области подчёркивает важность кадрового вопроса для сегодняшнего села, много делая в регионе для его решения. Ежегодно на очную форму обучения по профессиям, специальностям агрокомплекса в учебные заведения области принимают около 1500 человек. Высшее профессиональное образование получают более шести тысяч студентов. Увеличивается численность студентов, поступающих на контрактно-целевой основе. Внесены существенные изменения в структуру подготовки кадров профессионального образования и среднего профессионального образования. Работают программы по закреплению специалистов на селе, формы поддержки.
Четыре года прошло, как Владислав Олегович Зобнин окончил Аграрный государственный университет Северного Зауралья. Трудится главным инженером в обществе с ограниченной ответственностью «Земля». Молодой открытый человек, спокойный, деликатный. С крестьянскими корнями. Пришёл, опровергая сложившуюся тенденцию: молодые специалисты АПК неохотно едут в сельскую глубинку. Понимая, что по сумме знаний, умений и навыков он для сельхозпредприятия – лицо незаменимое. А главное – нигде не чувствует себя так органично, как здесь, в одном из лучших в районе растениеводческом сельхозпредприятии. Общество с ограниченной ответственностью целенапрвленно работает над материально-технической базой, укреплением экономики, подбором кадров. Новые тракторы и комбайны, культура производства. Зерносушильный комплекс новый построен, ангары для хранения зерна.
Молодой инженер Владислав Олегович набирается опыта, постигает, впитывает.
– Владислав Олегович, первые шаги работы в качестве специалиста сельхозпредприятия какие выводы позволяют сделать?
– С первых дней работы в нашем хозяйстве я понял, что успешным специалистом можно стать только благодаря трудолюбию, ответственности, самосовершенствованию.
– Трудно было на первых порах?
– Нет, я особых трудностей не испытывал. Хозяйство-то наше. Я в этом селе родился. К любому нашему механизатору-стажисту обратись – расскажет, объяснит. И отца, и деда в хозяйстве хорошо знали. С дедом, Анатолием Петровичем Зобниным, я ещё дошкольником осваивал технику. Начинал-то маленьким, у него на коленях. А первый раз за баранку машины он меня посадил в третьем классе. Подушку клал на сиденье, чтобы было видно дорогу. Я рулил! Вот было радости. После школы бегом к деду. В распутицу, в дождь, в грязь – всегда вместе с ним. А отец, тот всегда был передовым водителем в колхозе. Всю страду в рейсах.
– Как, считаете, университет, наша главная аграрная альма-матер, специалистов готовит?
– На мой взгляд, Государственный аграрный университет Северного Зауралья даёт хорошее базовое образование. Много делается для приобретения практических навыков. Создаются агроклассы и агротехнические классы. Преподаватели рассказывают, чем труд на земле интересен, какой он сегодня. Это очень важно для хорошего старта – научиться адекватно себя воспринимать, чтобы знать, для чего ты в жизни сгодишься. Это застрахует от ошибок и необоснованного апломба.
– Такой вопрос, Владислав Олегович, что касается традиционных форматов профориентации, говорят, что агрокомплекс начинается со школы. Насколько очевидна эта зависимость и взаимосвязь?
– Без тесного взаимодействия со школой не решить кадрового вопроса АПК.
– А как специалист, что Вы предпочитаете, кабинетную работу или поле, гараж?
– Да ну, какой кабинет! Часто выезжаю в командировки. Рабочий день ненормированный. Смотрю, как в других хозяйствах области. Приобретаю опыт менеджмента, расширяю профессиональный кругозор.
– Я смотрю, новые «Векторы» на площадке. Отдаёте предпочтение отечественным комбайнам?
– Да, они просты в управлении, запчасти не такие дорогие. Вообще современная техника «Россельмаша» мне нравится. Комфортабельная. Кабина просторная, не надо в три погибели сгибаться. Чистенько, кондиционер работает. У нас вся молодёжь – на новой технике. Механизаторы её берегут. Знают, что ответственное дело у них в руках. Мне приходится бывать во многих передовых хозяйствах района. И взаимосвязь такая: где о людях заботятся, там стабильные коллективы.
– На уровне региональном молодые специалисты как-то объединены, общаются?
– Да, департамент АПК собирает нас, проводит конкурсы профессионального мастерства.
– Сами в конкурсах выступали?
– Да, результаты неплохие.
– Удаётся ли в свободное время как-то абстрагироваться от работы? Расскажите про свой досуг.
– Сенокос люблю. Всё детство – без слёз не вспомнишь! (Смеётся). Поднимали рано. Комары, жара. Но всё равно нравится из всех хозяйственных дел сенокос. У родителей хозяйство крепкое: корова, молодняк, свиньи, куры. Приучили к труду, порядку, хозяйскому отношению к делу. Буду жить самостоятельно, сам обязательно заведу полный двор живности.