В августе 1988 года самолёт из Минеральных Вод приземлился в Тюменском аэропорту. Молодая учитель Инна Ригоевна Саркисян была в числе пассажиров этого самолёта.
– Мы, выпускники Пятигорского пединститута иностранных языков, – вспоминает сейчас она, – тогда высадились в Тюмени большим «десантом» – 15 выпускников в сопровождении руководителя института. Самолёт прилетел ночью, и мы не почувствовали явного контраста температур, часовых поясов. На Кавказе, откуда я родом, другой климат, природа, люди, бытовые условия. Здесь поначалу было очень трудно: многое было непонятно, что-то даже не нравилось. Распределили по разным районам и школам. Моя подружка из Нижней Тавды вернулась в родные края ещё до 1 сентября.
Инне выпала Боровлянская школа. С трудностями жизни в сибирской деревне городская девушка столкнулась ещё по пути к ней. Как же часто молодые специалисты вспоминают начало своей работы, дождливый август, размытые дороги, отсутствие каких-либо условий в сельской глубинке.
Но, когда Инна добралась, переступила школьный порог, какой же уютной показалась школа после промозглой погоды за окнами. Тёплый приём педагогов школы, забота директора В.Ф. Мелкозёровой и завуча Г.М. Квашниной, первая встреча с учениками – любопытными, увлечёнными, по-деревенски непосредственными – всё это вкупе удержало начинающего учителя в сельской школе.
Инна Ригоевна делится своими мыслями:
– Почему сейчас молодые люди не остаются в деревне? Асфальт, газ, благоустройство – казалось бы, есть все условия для комфортной жизни. Проблема, возможно, в отсутствии работы, жилья. Но и туда, где есть работа для молодых специалистов, молодёжь не спешит, торопятся после учёбы уехать в город.
А она, девушка с армянскими корнями, осталась в сибирском селе. Не в характере Инны было бросить начатое дело на середине пути. Для неё было обязательным выполнить взятую на себя ответственность – перед родителями, которые её воспитывали, перед педагогами института. Когда начались занятия в школе – детей уже не оставишь. К обязательству «надо доучить» постепенно прирастало – кого доучить и как доучить. А в Боровлянке постепенно ввели два языка – немецкий и английский. На смену одному выпуску приходили другие ребята, и она даже мысли не допускала уехать от них в родной Пятигорск. Там ждали её мама и отец, сестра Рита, друзья.
А уж когда вышла замуж за боровлянского парня Григория Ефимова, тогда окончательно Боровлянка стала родным домом. Здесь родились сыновья – Игорь и Илья. А на Кавказ ездят в гости.
– Я много лет прожила на Северном Кавказе – это же такая огромная многонациональная территория. Учились все вместе – русские, грузины, армяне, евреи. И тогда акценты на национальном вопросе не ставились. А в Тюмени тоже столько национальностей, которые прекрасно уживаются рядом.
Инна очень доброжелательная, обаятельная, всегда готовая поддержать, помочь, постепенно влилась в жизнь Боровлянки.
Спустя 28 лет, прожитых в Голышмановском районе, Инна Ефимова с особой теплотой рассказывает о сегодняшнем отрезке своей жизни: о семейных встречах в деревне Алексеевке, о детях и внуках Ефимовых, которые с трепетом возвращаются в родные места, об учениках школы.
В Боровлянке успешно сложилась педагогическая стезя Инны Ригоевны Ефимовой. Призвание в любой профессии, а тем более учительской, определяется годами и опытом, уже потом приходит признание учеников, коллег, односельчан. Инна Ригоевна не раз успешно представляла Боровлянскую школу на районных конкурсах учительского мастерства, есть немало грамот разного уровня: районные, областного департамента образования.
В 2006 году состоявшемуся, опытному педагогу предложили работу заместителя директора по учебной работе школы № 4 в Голышманово. Но и тогда она ещё пару лет продолжала давать уроки иностранного языка в сельской школе.
1 сентября состоится пятая общешкольная линейка, когда она в качестве директора школы даст старт новому учебному году в новых условиях. Сейчас под началом школы №4 и директора Инны Ефимовой ещё пять школ: Гладиловская, Среднечирковская, Ражевская, Земляновская, Медведевская.
Грамоту Министерства образования и науки России она получила уже в качестве директора. Но и сейчас Инна Ригоевна с уверенностью отмечает, что успехи школы – это не только её заслуга. В залинейной школе сложился хороший педагогический коллектив.
– Я давно уже знаю, кому можно поручить то или иное дело. И уверена, что будет сделано не только как я это вижу, но и как это сделает сам педагог – через призму собственного опыта, видения, творчества, – говорит она.
В этом году из стен школы вышло три медалиста, в прошлом году – тоже трое. Впереди у Инны Ефимовой много планов по совершенствованию учебного процесса, созданию в школе условий для творческой, интересной учёбы детей.
Она родилась и выросла в курортном Пятигорске, с его обилием минеральных источников, в городе с мягкой зимой и жарким летом. Волею судьбы Инна Ригоевна оказалась в наших суровых краях и много лет беззаветно служит избранному делу.
Фото Влада Удилова