Текст Виктория Ермакова
Тема благотворительности вновь становится популярной: о ней говорят с экранов, пишут на страницах известных изданий. На самых высоких уровнях обсуждают, какими мерами можно подвигнуть людей к финансовому участию в общественных делах...
Подчеркну: на мой взгляд, «раскручиваться» стала именно тема, потому как сама благотворительность, являясь неотъемлемой практикой человеческих взаимоотношений, существовала, существует и будет существовать в самых разнообразных формах. Наиболее простая из них – открыл кошелёк, достал купюру, отдал нуждающемуся...
Исполнительный директор Благотворительного Фонда развития города Тюмени Вера Владимировна Барова знает о благотворительности всё и, как говорится, даже больше. В этом вопросе она – сторонница цивилизованного подхода, подкреплённого федеральным и региональными законами. Наш местный Закон о благотворительной деятельности перестал существовать несколько лет назад, и, несмотря на усилия ряда некоммерческих организаций, продвинуть принятие нового за это время так и не удалось. Теперь же, когда о стимулах благотворительности заговорил сам президент Медведев, появилась надежда, что рамки федерального закона станут шире, а в Тюменской области в соответствии с ним будет принят и собственный.
-Вера Владимировна, а так ли важно наличие специального законодательства для человека, желающего поучаствовать в достойном начинании или помочь ближнему?
-Мы как грантодающий фонд взаимодействуем и с теми, кто предлагает пожертвования, и с теми, кто готов их принять. Что касается большинства компаний, они сознательно выбирают форму благотворительной работы через похожие на нашу сервисные организации... Ведь если вкладывать деньги каждому просителю в руки, очередь никогда не иссякнет, наоборот, станет ещё больше. В то же время сам дающий не чувствует отдачи, не видит результата своих вложений. Закон необходим, когда речь идёт не о разовом акте благотворительности, а о крупных суммах, которые предстоит регулярно проводить через бухгалтерию. И нам хотелось бы работать с постоянными партнёрами, а не с теми, что появляются от случая к случаю. Мы их даже специально взращиваем: увидев перспективу сотрудничества, стараемся не терять фирму из виду, аккуратно информируем её руководство о намечающихся проектах, ищем способы постоянно находиться в контакте. В правильности подобного подхода убеждались уже неоднократно.
-Но ведь это, скорее, речь о корпоративной благотворительности, а не о волеизъявлении отдельного человека...
-Дело в том, что корпоративная культура у нас в стране до сих пор не очень развита. Даже при наличии совета директоров решение зачастую принимает один единственный человек... Обращаясь в компанию, мы, как правило, взаимодействуем не с некой структурой, а с её руководителем, который поступает в зависимости от собственных убеждений, взглядов и предпочтений. Да, до сих пор продолжается спор о том, что отнести к корпоративной, а что - к частной благотворительности... Вот пример: к нам обратился руководитель ООО «Чарта-Мед» Гегам Манвелович Пашаян. Рассказал о том, чем занимается его организация, представил своих друзей, у которых в Тюмени бизнес, предложил сотрудничество. Мы по его просьбе сделали запрос в органы опеки, где для нас составили список благополучателей. Теперь все перечисленные в этом списке малоимущие семьи получат от господина Пашаяна подарки. Я склоняюсь к тому, что здесь всё-таки речь о частной благотворительности – ведь фирма его личная, он распоряжается её доходами и вправе решать, на что их тратить. И подобные примеры у нас найдутся ещё и ещё...
-Тогда давайте нарисуем портрет: какой он, современный российский благотворитель?
-В 2005 году на симпозиуме в Берлине приводилась такая цифра: средний возраст благотворителя на Западе – 62,5 года, то есть для подобной деятельности человек должен созреть... У нас, если честно, глубоким анализом этой темы никто не занимался, однако некоторая статистика на память приходит, да и личный опыт кое-что подсказывает... Во-первых, российские благотворители гораздо моложе. Об этом свидетельствуют данные нашего опроса шестилетней давности. У мужчин средний возраст – двадцать восемь лет, у женщин – двадцать четыре года, то есть они очень рано подходят к необходимости делиться благами с окружающими. Примерно 68% опрошенных старшего поколения признаются, что с молодых лет совершают благотворительные поступки. Меньше десяти процентов связали подобную деятельность с необходимостью вводить налоговые льготы – я, правда, не берусь говорить, сколько человек здесь слукавили... Тем не менее чувствуется, что для большинства тюменских бизнесменов благотворительность находится в области моральных, а не экономических обязательств.
Что касается благотворительности корпоративной, то это замечательный имиджевый момент: с одной стороны реклама, с другой – возможность заработать баллы в глазах иностранных партнёров. Тюменцам здесь необходимо отдать должное: наши руководители предприятий и организаций делают что-то не только для своих работников и их семей (это благотворительностью не считается), но и стремятся активно участвовать в различных преобразованиях на благо родного города.
-Вера Владимировна, а с чем всё-таки связан недавний всплеск интереса к благотворительности? Особенно если активность граждан в этой сфере и без того достаточно высока?
-Скажем так: социальная активность у нас сегодня не на подъёме... Наоборот, уровень пессимизма растёт и растёт. У тех, кто долго возглавлял какие-то общественные организации, уже накопилась определённая усталость... Что обычно объединяет людей? Либо беда, либо мечта. Бед пока хватает, однако не хотелось бы только их рассматривать как источник неиссякаемой энергии. Остаётся стремление к творчеству, к созиданию, жажда немножко изменить окружающий мир, но... Официальная грантовая поддержка, например в области молодёжной политики, – максимум сто тысяч рублей. Эта сумма позволяет работать месяца три-четыре... А дальше что делать? Сидеть сложа руки или искать дополнительные средства.
Дело в том, что в эпоху переизбытка ресурсов государство обрело уверенность, что на социальные проекты всегда будет достаточно денег. Высокая цена на нефть как будто была тому гарантией. Сложилась удобная ситуация: государство обеспечивает народу всё необходимое, а благотворители – желаемое... Но вот случился кризис, нефтяные цены упали, и ресурсов оказалось недостаточно. Даже для решения ряда социальных проблем сегодня требуются совместные усилия бизнеса и власти, но ведь подобные партнёрские отношения ещё нужно построить. Как это сделать? Отличный путь продемонстрировала миру Англия. Когда перед Маргарет Тэтчер встала задача сокращения бюджетной составляющей в социальных программах, она сумела сформировать государственный заказ на благотворительную деятельность. До сих пор люди, делающие пожертвования, там имеют законодательно закреплённые налоговые льготы и престиж в глазах общественности – королева собственноручно вручает им ордена... Мы изучаем международный опыт, но для себя путь ещё не выбрали. Очень бы не хотелось, чтобы всё свелось к созданию неких инициированных государством структур – у нас пока любят подобные замещающие механизмы.
-Тогда ещё один вопрос: если у нас появятся «цивилизованные» благотворители, то, наверное, и второе главное звено цепочки – благополучатели – тоже должно «цивилизоваться»?
-Я с удовольствием замечу, что мы – наш фонд - счастливая организация! Мы даём деньги не каждому, кто плачет, а тому, кто умеет работать. Мы можем создавать условия, можем менять их, потому что за годы своей работы сумели постичь смысл технологий: как вдохновить людей, как вооружить знаниями и навыками, как научить добиваться желаемого. Например, в рамках программы эффективного управления муниципальными образованиями «Новая модель. Качество жизни в наших руках», которая реализуется совместно с фондом Чарльза Стюарта Мотта, мы решили поработать в сельскохозяйственных районах. Конечно, тут же нашлись скептики, которые заявили: «Вы придёте в деревню, а местные жители вам сразу выставят список своих нужд и проблем, на решение которых не хватит никаких средств...»
Я возразила, что из этого списка мы выберем пункты, которые не столько требуют вложений, сколько активности местных жителей и желания добиться успеха. Поскольку мы являемся членами Сибирской Сети Центров общественного развития, я приведу пример наших иркутских коллег. Одно время у всех на слуху была проблема города Байкальска... Дело в том, что он полностью привязан к местному целлюлозному комбинату, и когда было вынесено решение о закрытии этого предприятия, люди пришли в отчаянье: целым семьям грозила потеря работы. В самый тяжёлый момент к решению вопроса подключились общественники: вместе с бывшими рабочими, многие из которых не представляли, как жить дальше, стали искать новый ресурс и вспомнили, что когда-то эти места славились своей... клубникой! Заинтересовавшись, стали выяснять причину урожайности: оказалось, горная гряда защищает окрестности Байкальска от зимних ветров и холода, не давая ягодным полям вымерзать. Многие семьи решили попытать счастья: приобрели разных сортов рассаду, начали возделывать землю... Сегодня летний клубничный фестиваль «Виктория» уже начал входить в традицию: жители соседних регионов вёдрами закупают ягоду в Байкальске, лакомятся деликатесами, приготовленными по старинным рецептам. Оживает гостиничный бизнес, сфера услуг. Кто не занимается непосредственно выращиванием и продажей клубники, тот сдаёт квартиры приезжим, зарабатывает извозом, делает сувениры...
Конечно, любой местности нужен стимул к развитию, и мы для начала работы наметили территории Тюменского юга, где есть бизнес, связанный с сельским хозяйством. Такие, например, как «Сибирский урожай» в Голышмановском районе или «СибИНТЕЛ» в Исетском. Опять же, несмотря на попытки скептиков меня в этом разубедить, я считаю, что ресурс россиян очень высок. Каждый человек хочет жить, трудиться, веселиться, рожать детей, верить в светлое будущее... У нас, правда, имеется одна сложность: когда чиновник говорит, что всё вокруг замечательно, что все вопросы давно решены, голос простых людей обычно никому не слышен. Мне же хочется дать им слово, хочется убедить в том, что они сами способны менять свою судьбу! Мы соберём жителей с. Минино Исеткого района и предложим им три простых вопроса: «За что вы любите место, где живёте?», «Что воспринимаете как проблему?», «Есть ли силы что-то изменить?» Затем из числа самых активных граждан отберём и обучим так называемых «аниматоров», способных вести за собой других. Патриотизм, любовь к малой родине поможет вспомнить или придумать какую-нибудь легенду, которая вызовет интерес к этой местности. Например, в Сорокинском районе в деревне Калиновка компактно проживает мордва. Местечко настолько светлое, и такой там царит порядок, что наши партнёры по проекту из Сорокина задумали проводить Калиновский фестиваль мордовского народа. Гости уже просятся...
-Если я правильно поняла, корень общей инертности кроется в упомянутом разрыве связи: чиновнику зачастую удобнее не услышать о проблеме, чем её решать. Получается, что и человеку проще с протянутой рукой пойти к благотворителю, вместо того, чтобы в десятый раз обивать одни и те же пороги без особой надежды отстоять свои права...
-Не так давно наш фонд вошёл в национальную Коалицию борьбы с бедностью. Около двадцати общественных организаций объединились под этим флагом, рассматривая самые разные вопросы, касающиеся доступного жилья, образования, здравоохранения. Поскольку вся эта работа нуждается в ресурсном обеспечении, мы вышли на грантовый конкурс проектов в области здравоохранения программы «Диалог». Хотя медицина – не наш профиль, решили действовать, осознавая, как много нареканий у людей связано с получением врачебной помощи. Своим основным направлением избрали получение медицинской информации. Начали с простого: сфотографировали информационные стенды в поликлиниках и убедились, что простой человек вряд ли почерпнёт здесь что-то полезное. Попутно обратили внимание на то, что в некоторых лечебных учреждениях не работают мониторы, установленные специально, чтобы какие-то важные моменты доводить до сведения граждан. Дорогое оборудование бездействует, потому что сотрудники просто забывают его включать.
Вникнув в ситуацию глубже, мы поняли, что люди боятся открыто выступать в защиту своих прав. Помогло то, что нам удалось обрести союзников в лице страховой медицины и наших партнёрских организаций – ТОСов. Их главы Нина Леонидовна Перминова (ТОС посёлка Мелиораторов) и Альбина Михайловна Селезнёва (ТОС посёлка «Тура») пригласили местных жителей поучаствовать в информационных встречах, а мы обеспечили присутствие экспертного и профессионального компонентов – управленцев, страховщиков и руководителей медицинских учреждений. Удалось добиться, чтобы зазвучали конкретные вопросы и претензии. Кто-то осторожно говорил: «вот у моего соседа...», хотя все понимали, что рассказывает он свою собственную историю... Другие прямо называли диагноз и излагали причину сложившегося недопонимания с врачами.
Словом, хоть и не без сложностей, но разговор состоялся, и многие ситуации получили разрешение. Так, одна женщина пожаловалась, что не работает, сидит без денег, а надо собирать справки, чтобы определить ребёнка в садик. Главный врач поликлиники посёлка «Тура» ответил: «Приходите, деньги не всё решают...» Хотя многие вопросы вообще бы не возникли при нормально отлаженной системе информирования.
Довольны остались сотрудники фонда ОМС. Они признались: «Мы финансируем медицинские учреждения, но обычно не знаем, насколько эффективно те работают. У нас нет связи с пациентами...» Людям, явившимся на эти встречи, мы ещё и ещё раз напоминали: полис – не пропуск в поликлинику, это – ваша защита. Плохо лечат, требуют денег – позвоните в страховую компанию или просто предупредите врача, что можете позвонить. Иногда даже это помогает. Мы составили памятки для пациентов, распечатали списки телефонов... Так что говорить о проблемах, обсуждать их и доводить до сведения на нужном уровне необходимо. Кстати, в Сорокинском районе мы провели ряд тренингов, в том числе на тему: «Как правильно организовать сход граждан». Не секрет, что у некоторых глав сельских администраций такая проблема возникает: они по образованию в основном инженеры, технари, их психологическим тонкостям никто не обучал.
-Знаю, что фонд организовал крупное мероприятие, посвящённое Году учителя... Слышала также, что итоги его заставили Вас сделать определённые выводы... Поделитесь?
-Это был наш традиционный конкурс общественного признания «Социальная звезда», на сей раз действительно посвящённый школьным преподавателям. Родителям и детям было предложено заполнить простейшее заявление, чтобы представить к участию в нём любимого педагога. Мы думали: отбоя не будет от заявок, заготовили двести звёзд! Кандидатур получили в три раза меньше. Поняли: у людей нет желания говорить «спасибо». Это ведь не для себя делается, а для другого... Для себя мы обычно жалуемся, жалобы нам даются гораздо легче.
Приятно было, что те семьдесят человек, которые участвовали в конкурсе, – действительно звёзды! Некоторые классы не ограничились заполнением стандартных бумаг. Они составили красочные альбомы с фотографиями, со стихами, посвящёнными учителям. Мы даже приняли решение отступить от традиций «Социальной звезды» и определили победителей, чего раньше не делали. Всем участникам были вручены розы, а лауреатам – большие букеты от нашего спонсора - цветочного салона «Виола». А вообще-то конкурс меня в очередной раз убедил: в наших школах не всё в порядке. Высокая нагрузка на учителей, жёсткая регламентация школьной жизни убивают творчество. Связи между педагогическим коллективом и родителями тоже не всегда налажены. Вот случай: знакомые пришли записывать ребёнка в первый класс, собралась очередь семей. Вдруг появилась женщина и на грани хамства, прямо при детях, начала всех отчитывать за отсутствие сменной обуви. Оказалось, это директор школы. Какая же после подобного инцидента между ними установится связь?
Когда в учебных заведениях повсеместно стали появляться управляющие советы, мы собирались войти в этот проект, участвовали в обучающих мероприятиях программы «Общественно-активная школа», приглашали к себе сотрудников ТОГИРРО. Вскоре, правда, нам объяснили, что наши услуги здесь не нужны, и закрыли к нему доступ.
-Вера Владимировна, жизнь Вашего фонда насыщенна и разнообразна, а можно в нескольких словах сформулировать главные его задачи?
-Я считаю, что наша миссия – это улучшение качества жизни людей. Точнее, поддержка социальных инициатив граждан и некоммерческих организаций посредством грантов и объединение усилий различных общественных сил для решения социальных проблем. Хочется, чтобы люди поняли: никто не ждёт от них подвигов на стезе той же благотворительности, но если раз в год каждый житель города вложит хотя бы рубль в общую копилку, то уже станет легче начать какое-то большое дело. Ну, а если не пожалеет десяти рублей, значит, можно попытаться свернуть небольшую гору!