… За столом, внимательно глядя в яркую книжку и пролистывая страницы, сидит милая девчушка с веснушками. На плечах – две косички каштанового цвета. На губах – добрая улыбка. Она читает очередное любимое своё произведение. И, глядя со стороны на неё, можно подумать: «Школьница проводит свободное время за чтением или готовится к очередному учебному занятию». Обычная картинка из жизни подростка. Только это внешняя сторона. На самом деле у Настеньки Первухиной так было не всегда.
Она – первенец у мамы Анастасии и папы Сергея. И, конечно же, долгожданный ребёнок. Поначалу капризы малышки списывались на возраст, складывающийся характер. Но потом родители, бабушки, дедушки стали замечать, что в поведении, развитии девочки есть отклонения.
– Когда дочери было четыре с лишним годика, я обратилась к специалистам в областную больницу. Побывали на приёме у невролога, психиатра и логопеда. Насте поставили диагноз: «Задержка психического и речевого развития». Началось интенсивное регулярное лечение. Дочь принимала различные препараты, мы ждали улучшения. В силу жизненных обстоятельств, перед школой она посещала Новоандреевский детский сад, жила у бабушки и дедушки. Я очень благодарна своим родителям за поддержку. Да и воспитатели много делали для того, чтобы Настенька чувствовала себя среди других ребятишек спокойно, комфортно. На тот момент необоснованные капризы практически прекратились, она стала намного уравновешеннее. Однако перед началом учёбы после прохождения медицинской комиссии дочери поставили инвалидность, – рассказывает мама Анастасия.
Что чувствует мать, когда врачи выносят такой вердикт? Отчаяние, боль… Как с этим справиться? Как пережить? Но всё же нужно находить силы. Так случилось, что Настины мама с папой расстались. Огромную поддержку оказали родители Анастасии Сергеевны.
– У дочки тоже был первый школьный звонок. В первый класс она пошла в Сладковскую среднюю школу. Правда, сначала было на-домное обучение. С учителями очень повезло. Первые шаги в страну знаний помогла сделать Н.Н.Глотова, затем Е.П.Соловьёва. Замечательные педагоги! Сейчас дочка перешла в шестой класс, учится по адаптационной программе в Новоандреевской школе. И здесь хорошие учителя, прекрасный классный руководитель Л.Н.Бозылева, – добавляет моя собеседница.
Кстати, когда у Настеньки родилась младшая сестрёнка Дарина, малышка как-то назвала старшую сестру Тасей. Так и пошло в семье. Теперь иначе как Тася девочку близкие почти не называют, вот такое у неё домашнее имя.
…Площадка сладковского детского сада. Тася с мамой идут за Даринкой. Та, увидев приехавшую сестру, громко кричит от радости: «Тасяяяя!». И бежит навстречу. Сёстры очень любят друг друга. Старшая трогательно, даже где-то по-взрослому, заботится о маленькой. Рассказывает ей на ночь сказки, может проследить, чтобы Дариша покушала, сделает ей бутерброд, нальёт любимый сок. Часто берёт её на руки и называет лялей.
Наблюдать за этим со стороны мило, радостно. И только временами сжимается сердце, понимаешь, что девочка Настя-Тася останется особенной, с ограниченными возможностями здоровья на всю жизнь…
…Мы в гостях у бабушки и дедушки Колпаковых. Сергей Дмитриевич «колдует» в своей любимой мастерской, где занимается деревянными изделиями. Ирина Александровна варит вишнёвое варенье. Тася присматривает за двоюродными братиками Севой и Глебом.
– Когда в прошлом году Настя начала жить у нас и учиться в Новоандреевской школе, я очень волновалась. Справлюсь ли? Как примут ребятишки внучку? Ведь она отличается от других детей…Но всё хорошо, одноклассники дружелюбно с ней общаются. Настя стала самостоятельнее, серьёзнее. Очень любит красивые наряды, с удовольствием ходит на школьные праздники. Мне помогает, посуду может помыть, подмести. За мальчишками приглядывает, – говорит бабушка Ира.
…Как-то раз я попросила Тасю (потому что она часто говорила об этом предмете) почитать на английском языке. Она тут же принесла учебник и стала прочитывать и переводить слова. Моему удивлению не было конца! Чётко, с нужной интонацией, довольно бегло она справлялась с анг-лийскими предложениями.
– Вот это да! – только и смогла сказать я и спросила: – Так любишь английский язык?
– Да, очень нравится. Всё читать люблю. Только с математикой сложнее. Ещё люблю танцевать, рисовать. А Даришка хорошо лепит из пластилина, – отвечает Настя.
На какую бы тему не заводили разговор с Тасей, она всегда что-то добавляет про свою сестрёнку. Очень любит её, никогда не забывает. И когда приезжает домой к родителям, маленькая сестрёнка буквально не отходит от старшей.
Когда я впервые увидела рисунки Насти-Таси, в очередной раз поразилась. Особенно хорошо у неё получаются лица. Даже выражение глаз, взгляд девочка может передать очень точно и красиво. Умница!
…Летнее августовское утро. Солнышко уже припекает, в комнате звучат фразы из мульт-фильмов. Настя с сестрёнкой увлечены сказочными героями. Тася заплела две косички, прибрав свои красивые каштановые волосы. В отличие от неё, малышка Даринка не очень любит заплетаться, но всё же прислушивается к старшей, тоже начинает собирать хвостики.
– Сейчас Тася практически не принимает таблетки. Только витамины даём ей. Я вижу улучшение в умственном развитии, она спокойная, рассудительная, вполне адекватная девочка. Конечно, понимаю, что она никогда уже не станет как все. Но стараюсь не показывать этого, разговариваю с ней как со взрослой, – подчёркивает мама.
…Часто наблюдаю за Настей Первухиной. Временами она о чём-то надолго задумывается, глядя в окно. Наверное, девочка осознаёт, что немножко не похожа на других своих сверстников, отличается от ребят. Однако в этом детском сердечке столько доброты, тепла, что хочется просто подойти, обнять её, погладить по каштановым косичкам и тихо прошептать: «Настенька-Тасенька, оставайся такой, какая ты есть, и мир будет светлее от твоих веснушек!».
Фото Алексея ЛАВРОВА