Работа педагога очень важная и нужная. Какие знания, навыки, умения учитель вложит в ученика, во многом зависит будущее человека, а значит - будущее конкретного муниципалитета, региона и страны, такое мнение высказал губернатор Тюменской области Владимир Якушев на областной августовской педагогической конференции, которая состоялась сегодня, 24 августа, в Тюмени.
Глава региона отметил, что в Тюменской области апробируются новые методики и подходы. Во многих направлениях регион стал новатором, добился успешных результатов. При анализе работы, реализации конкретных проектов всегда важна обратная связь, поскольку все делается, в первую очередь, для жителей региона.
Владимир Якушев привел данные недавнего опроса общественного мнения. 90% родителей региона удовлетворены диалогом, опытом взаимодействия со школой. Удовлетворенность уровнем компетенции педагогов составляет 83%, качеством обучения - 70%.
Губернатор отметил, что на протяжении ряда лет в регионе системно реализуются комплексные программы поддержки педагогов. Несмотря на экономические сложности в Тюменской области в полной мере исполняются указы президента России, работает долгосрочная программа улучшения жилищных условий учителей.
«Год от года, не снижая финансирования, мы движемся в решении этого важного вопроса. И закрывать программу не собираемся. Обеспечение жильем работников бюджетной сферы по-прежнему один из приоритетов в работе областного правительства»,- акцентировал губернатор.
Глава региона остановился на проблемных вопросах разных уровней системы образования, которые предстоит решить. Речь шла об обеспечении детей до трех лет местами в детских садах, соответствии среднего профессионального и высшего образования запросам экономики, наращивании конкурентоспособности высшей школы. Затронуты были и социально-этические темы, в частности, перекладывание ответственности за воспитание на школу и роль семьи в формировании мотивации ребенка к обучению.
Многие из прозвучавших проблем и другие волнующие вопросы стали предметом обсуждения на дискуссионных площадках педагогического форума, в которых учителя принимали активное участие в течение двух дней.
Впервые традиционное августовское совещание педагогов прошло в расширенном составе. В нем участвовали представители среднего, профессионального, высшего и дополнительного образования, лидеры профсоюзного движения, руководители и специалисты муниципальных органов управления: образования, спорта и молодежной политики. На пленарном заседании перед широкой аудиторией эксперты обозначили значимые и острые проблемы, а также озвучили предложения по их решению.
В обсуждении поднималась тема информационной перегрузки школьников, умения фильтровать информацию и получать знания самостоятельно. Учителя затронули вопрос нарастающего объема личной ответственности педагогов и школы. По мнению участников дискуссии, сегодня на школу возложена ответственность за все, но объять необъятное невозможно. Учителя высказались за солидарную ответственность в обучении и воспитании. Прозвучало предложение о разделении функций учителя и классного руководителя. Речь шла и о профессиональном выгорании. Продолжением обсуждения стал вопрос социального иждивенчества и потребительского отношения к жизни. Иждивенчество учеников проявляется в позиции: дайте, научите, обеспечьте, а родителей - научите и воспитайте ребенка, пока нам некогда. Но только в том случае, когда семья и школа становятся единомышленниками и в равной мере участвуют в этих процессах, можно достичь успеха.
Эксперты представили конкретные социальные проекты, призванные сделать школу более открытой, вовлекающей родителей в совместную деятельность и пространство школы. Высказано мнение о необходимости акцентировать внимание на диалоге детей со своими папами и мамами. Сегодня они чаще общаются с телевизором и планшетами, нежели со своими занятыми родителями. Отсюда нарушения в формировании речи, невозможность выражать и формулировать свои мысли. Отдельное внимание уделено формированию выносливости у ребятишек и созданию системы опережающего образования.
Пожалуй, самым болевым вопросом, которому была посвящена работа одной из дискуссионных площадок, стала тема снижения административных барьеров, отчетности и проверок в образовательных учреждениях. Педагоги не отрицают их необходимости, но нужно пересмотреть их перечень, трансформировать имеющиеся, не наращивать новые, проанализировать и уменьшить периодичность отчетов, по максимуму отказаться от бумажных форматов, а перейти к электронному документообороту. Отдельной строкой звучала тема упорядочивания проверок различными инстанциями. Главный тезис - отвернуться от бумаг и повернуться лицом к ученикам, высвободить для них максимум времени.
Многие инициативы, социальные проекты и прозвучавшие предложения губернатор поддержал, они будут рассмотрены региональным правительством. Глава региона высказал свою принципиальную точку зрения на тему снижения бумажной отчётности и проверок, их нужно сократить в десятки раз, убежден Владимир Якушев.
«Система проверок и отчетности требует жесткого пересмотра. Считаю для себя решение этой проблемы одной из основных задач. На протяжении нескольких лет мы добивались снижения административных барьеров по отношению к бизнесу. Сейчас нужно навести порядок и защитить бюджетную сферу»,- подчеркнул губернатор. Он проинформировал педагогическую общественность об уже проводимой работе в этом направлении, в частности, координации проверок между различными федеральными структурами, исключению их дублирования, уменьшению отчетов.
Губернатор поблагодарил учителей за активное обсуждение актуальных вопросов и тем, и выразил уверенность, что сообща все проблемы удастся решить. В завершение большого областного педагогического форума глава региона вручил почетные награды 17 педагогам.
Пресс-служба Губернатора Тюменской области