Медиакарта
5:07 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

С верой в Сибирь, с любовью к Чувашии

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в Тюменской области проживают более 25, 5 тысячи чувашей. В регионе немало населённых пунктов, где компактно проживают чуваши, предки которых переехали сюда в трудные, голодные годы после революции и Великой Отечественной войны. В Уватском районе проживают 136 представителей этого народа.

В 1957 году в деревню Уватские юрты приехали первые чуваши. Это были четыре семьи: Яблоковы, Шабуковы Николай Васильевич и Елена Авдеевна, Блиновы Михаил Алексеевич и Лукерья, Шабуков Кузьма.

Вслед за ними в 1958 году переехали Кондукторовы, Портновы, Яковлевы, Лелины.

По воспоминаниям Николая Васильевича Портнова «14 августа 1958 года мы выехали на товарном вагоне от ст. Канаш Чувашской республики до Тюмени.

В национальной повседневной одежде вышли со скрабом на перрон вокзала.

А дальше на машинах доехали до Уватских юрт. Было уже 20 августа. Семьи у всех были большие, только в нашей семье ехали 6 человек. Мне было 9 лет, а самой младшей сестренке Нине не было еще и трех. С собой везли небольшую домашнюю утварь, маслобойку, ткацкий станок, соху и сундук (который до сих пор хранится у меня). Остановились в семье маминого брата Яблокова, которая приехала на год раньше нас. Мне надо было по возрасту идти в третий класс. Но так как я не знал ни одного слова по-русски, меня посадили снова во второй класс. Учителем была Елена Тихоновна Хлебутина.»

В личном архиве Ефросиньи Михайловны Тимирязевой сохранился переселенческий билет, выданный 13 марта 1959 года. В нем говорится, что выдано единовременное пособие в размере 70 рублей 75 копеек. А еще переселенцам давали справки  по поводу сложения сельхозналога за 1961 год. Такие справки имели все приехавшие по переселению. Освобождение от сельхозналога давало возможность развивать свое личное подсобное хозяйство. По воспоминаниям  Веры Васильевны Портновой (Ильиной), в Чувашии сельхозналог был непосильным, имея корову, почти не видели молока.

Всем приехавшим по переселению дали ссуду 1000 рублей для строительства дома, через год стали выплачивать по 17 рублей каждый месяц. И 300 руб. на покупку коровы. Остальную живность уже приобретали сами: свиней, овец, кур и т.д. Осенью того же года новоселы въехали в новые дома.

В 1961 г. в Уватские юрты приехали Фомины, Тимирязевы, Грачевы, Сапожниковы. Правда везли их уже в пассажирском вагоне, а сзади прицепной - товарный с вещами. Как вспоминала Ефросинья Михайловна Тимирязева: «27 февраля двинулись в путь из деревни Большая Таяба, везли прядильный станок, швейную машинку «Зингер» (Кстати, до сих пор машинка шьет, хотя ей уже около 100 лет), кочергу, ухват, кадку для замеса хлеба. 4 марта прибыли в Уватские юрты. А 5 марта уже вышла на работу в колхоз «Мир».

Тогда бытовала такая поговорка:

Колхоз - Мир,

Бригадир - Ремир,

Управляющий - Слава,

Бухгалтер - Клава.

Конечно, были в деревне и чуваши, прибывшие не по переселению, а по приглашению родственников. Так, например, семья Селеменовых приехала к брату Блинову из Магнитогорска. И им пришлось самим покупать половину дома за 400 рублей.

В 1959 году в Уватские юрты приехала вторая учительница А.А. Новоселова. Тогда остро встал вопрос о строительстве новой школы, так как старая школа не стала вмещать всех учеников. И вот в 1963 году распахнула свои двери новая школа. 28 лет Августа Анисимовна проработала в школе. Учеников доходило до 40 человек, т.к. чуваши были многодетными. Учителям надо было так преподать материал, чтобы дети усвоили не только новый материал, но хотя бы выучили русские буквы. Летом все дети были на покосах, возили на лошадях волокуши, конями топтали силос, пололи турнепс, пасли овец и коров.

Для строительства нового жилья в лесу выделяли деляну. Переселенцы сами валили деревья, сами распиливали лес на доски, делали рамы, окна, двери, клали печи.

Особенности проживания чувашей в Сибири сказались и на их поселениях и жилище. Они были расположены линейно, чаще всего вдоль небольших речек; здесь, на пригорке, если же улиц было больше одной, то вторая располагалась под прямым углом к первой, чтобы не сокращать площадь огородов.

Жилые дома и хозяйственные постройки чуваши Сибири традиционно возводили из красного леса. Сруб дома, как правило, состоял из двух частей, с последовательным расположением комнат. Жилище сибирских чувашей имело двускатную крышу стропильной конструкции. Различия в покрытии крыш зависели от того, насколько зажиточной была семья, какой материал был более доступен в местности, где возводился дом. Чаще всего крыли тесом, реже - дранью.

Снаружи избы обшивали тесом и иногда окрашивали масляной краской. Если же тес оказывался слишком дорог для хозяев, то окраску производили по внешней поверхности бревен. Внутренние поверхности стен жилищ сибирские чуваши обмазывали глиной и белили.

Непременным элементом жилища сибирских чувашей была печь (хамата), сочетавшая в себе элементы русской печи и традиционный чувашский очаг и отличавшаяся несколько большими размерами, а также встраиваемыми в нее трубами - «воздухами», которые подавали тепло в заднюю комнату. До середины 1960-х годов обязательной принадлежностью чувашской избы в Сибири были нары, размещавшиеся у стены, противоположной двери.

Жилые и хозяйственные постройки чувашей-сибиряков располагались Г-образно. Хозяйственные постройки ставили под одну крышу. Иногда в одном ряду с ними ставили баню, но чаще она располагалась несколько поодаль от хозяйственных построек.

С 1930 года в Уватских юртах существовал колхоз имени Чапаева.

Вплоть до 1962 года в деревне была лисоферма. За черно-бурыми лисицами ухаживала семья Пётр и Александра Разбойниковы. На Старице ловили рыбу, варили в больших чанах и этим кормили лис. По воспоминаниям Хлебутиной С.С., раза два с лисами ездили даже на ВДНХ.

Еще в деревне тогда была овцеферма и конюшня. С приездом чувашей появился коровник и телятник. Вначале на ферме работали 6 доярок, которые вручную доили по 15-18 коров.

1 декабря 1970 года на базе существовавшего колхоза «Мир» был организован совхоз «Уватский». В 1971 году построили новую ферму. Доярками в те годы трудились В.Г. Кошкарова, В.В. Ильина, К.Я. Сапожникова, З.Д. Полкова, Е.М. Тимирязева, М.П. Крышова, Е.Е. Потапова. Коров уже доили аппаратами. Ферма просуществовала до 1992 года.

Огромное значение для сибирских чувашей имело ведение подсобного хозяйства. Засаживали по 30 соток картофеля. Трактором у всех сразу пахали огороды, а потом сообща садили. Помимо земледелия занимались животноводством. Развивалось оно по двум основным направлениям: разведение крупного рогатого скота и свиней. Масштабы первого не были велики - сказывался дефицит кормов, вызванный тем, что переселенческие участки нарезались по большей части в лесной местности, а луга уже были поделены ранее между старожилами. Свиноводство имело значительно более благоприятные условия для своего развития, поскольку немалая часть картофеля, выращиваемого в крестьянских хозяйствах, шла на корм свиньям.

Наиболее распространенным средством передвижения чувашей Западной Сибири была четырехколесная повозка. В зимнее время главным средством передвижения были одноконные сани-розвальни.

С 1930-х годов традиционная одежда повсеместно стала замещаться одеждой городского типа. Однако в сельской среде национальные комплексы сохранялись почти повсеместно, особенно в отдаленных районах. Главным образом они использовались в качестве праздничной и обрядовой одежды. Женские головные уборы были разнообразны и декоративны. Девушки носили нарядные округлые шапочки тухъя, украшенные бисерным шитьем и серебряными монетами. Замужние женщины обязательно покрывали голову сурпаном - белой полосой тонкого холста с орнаментированными концами, которые укладывались на плечо и вдоль спины. Сверху в обычные дни повязывали более узкую головную повязку - пуç тутри, а на праздники - нарядный головной убор хушпу, который отличался богатым монетным декором и наличием вертикальной наспинной части. По форме можно выделить 5-6 локальных видов хушпу: цилиндрических, полусферических, округлых с небольшой вершиной, наподобие высокого или низкого усеченного конуса, а также облегающего обруча.

Единый ансамбль с нарядными головными уборами составляли украшения из монет, бисера, бус, кораллов и раковин каури. Они имели знаковое, функциональное и эстетическое значение, различаясь на женские и девичьи, а по расположению на фигуре - на головные, шейные, наплечные, нагрудные, поясные.

Зимой женщины носили теплые отрезные платья из пестряди, поверх которых надевали верхнее распашное платье - сукман. На ногах носили вязаные чулки или толстые шерстяные носки. В холодную погоду и женщины и мужчины носили меховые отрезные распашные шубы (мехом внутрь).

Если дорогих гостей у славян угощают хлебом с солью, то у чувашей - домашним пивом. Что же касается традиционной модели питания чувашей Западной Сибири, то она незначительно отличается таковой у чувашей европейской части России. Основой пищевого рациона являлись крупяные и молочные продукты, а также картофель. Пища носила ярко выраженный сезонный характер. Летом готовили в основном молочные блюда, крупяные каши и супы, на этот же сезон падало и основное потребление зелени. Из напитков потребляли слабое, практически безалкогольное пиво (сара), пахту, хлебный квас.

Зимний пищевой рацион сибирских чувашей отличался от летне-осеннего и по набору продуктов, и по рецептуре блюд. Его основой были изделия из теста и мяса в различных видах - пироги, вареники и печеные пирожки с творогом, луком, картофелем и мясом. Из мясных блюд традиционны томлено-сушеное мясо, набитое в бараний желудок (шартан), различные мясные супы. Достаточно часто на столах появлялись запеченная сырная масса (чокот) и жареный картофель (шарик). В Сибири чуваши стали коптить свиное сало.

Праздничные блюда сибирских чувашей отличались значительно большей калорийностью и разнообразием, нежели повседневные. Их готовили из животного масла, свежего мяса - говядины, свинины, баранины, а также куриных яиц. В праздничное меню обязательно включали ягоды и ягодные блюда. Обязательным атрибутом праздничного стола были алкогольные напитки - крепкое пиво и ячменная водка (рэкэ).

На одном из колхозных собраний переселенцы из Чувашии внесли предложение, чтобы место, где они обосновались, в память об оставленной родине назвать Родиной. Так на карте в 1964 году появилась деревня с поэтическим названием Родина на месте прежних Уватских юрт.

Огромную радость испытали жители, когда в начале 60-х годов построили водопровод, дали свет в деревне, правда с 12 ночи до 6 утра его отключали. В Родинской библиотеке, которая открылась в 1975 году, были книги на чувашском языке, выписывали чувашские журналы: Капкан, Таван.

Не все чуваши остались в районе. Некоторые через год-два, пять лет уехали обратно домой, так как не всем понравился климат. В начале 1970-х годов в с. Луговое Тюменского района уехали семьи Шабуковых, Яковлевых, Николаевых, так как семьи были большие, дети подросли, вставал вопрос о их дальнейшем образовании.

21 апреля 2005 года вышел закон Тюменской области об объединении населенных пунктов в форме присоединения поселка Кирсарай, поселка Первомайский и деревни Родина к селу Уват.

Живут во вновь построенных домах в большом Увате потомки Тимирязевых, Кондукторовых, Нестеровых, Харитоновых, Сапожниковых, Ильиных, Селеменовых.

Приехавшие в 50-60 годах чуваши - переселенцы - знали только один чувашский язык, за исключением глав семей, которые не только говорили и чуть-чуть читали по-русски. Несмотря на пожилой и юный возраст, они быстро освоили русский язык.

Нынешние потомки чувашей уже не знают своего языка. Но очень хочется надеяться, что настанут времена, когда каждый потомок чуваша сможет сказать «Сыва юлар» (Всего доброго).

В Тюмени находится Чувашская диаспора Тюменской области, которая представлена около 10 национально-культурными объединениями чувашей. Все они объединены вокруг Тюменской областной общественной организации «Ассоциация чувашей «Таван».

В местах компактного проживания чувашей на Тюменской земле регулярно проводятся Дни чувашской культуры, чувашские национальные праздники «Акатуй» (праздник по случаю завершения весеннего сева), «Сурхури» (Рождество), «Çаварни»(масленица), «Манкун» (пасха) и «Чаклеме» (праздник нового урожая). Активизировалась деятельность чувашской диаспоры по приобщению чувашской молодежи к самобытной национальной культуре.

В ноябре 2015 года в Тюмени проходили Бичуринские чтения, где был презентован фильм «Чуваш с сибирским характером», в котором рассказывается о чувашах Тюменской области, съемочная группа побывала и в Уватской районе.


Автор: В.Т. Поспелов, кандидат исторических наук, З.В. Новикова