Учебный год для педагогов района начинается с августовского совещания. Его тема «Региональный стандарт профессионального роста педагогического коллектива и механизм его реализации» рассматривалась в новом и неожиданном формате. Большой педсовет собрал не только руководителей школ, учителей и воспитателей, как это было раньше. На одних площадках с ними работали руководители и специалисты учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и молодёжной политики, социальной защиты населения, представители общественных организаций – кто так или иначе работает с детьми.
В первый день совещания на диалоговых площадках по учебной деятельности и воспитательной работе педагогам была поставлена задача: как преодолеть профессионально-методические дефициты компетентности педагогов и работать в условиях современных вызовов. Заместитель главы районной администрации Т.В. Заичкина выступила модератором одной из площадок, где сами педагоги оказались за партами и при помощи экспертов обсуждали типичные ошибки учителей в организации учебного процесса на комбинированных уроках. На других (модератор начальник отдела образования Г.П. Павлова и начальник отдела культуры и молодёжной политики Н.В. Цибуцинин) говорили о требованиях, предъявляемых к педагогу, к администрации школы. В групповых обсуждениях учителя определяли недостатки не только методические, профессиональные, но и личностные. Самообразование, культура поведения, морально-нравственные черты характера и поведения самого учителя – лишь малая часть дефицитов, над которыми работать учительству.
Эксперт Инна Ригоевна Ефимова отметила:
– Каждый учитель для себя всё равно сделает выводы, где он не доработал, мы же все не идеальные. Даже если многое из методов уже известно и с успехом применялось, вспомнит, если на уроках будет ситуация, которую рассматривали здесь.
По сути, на диалоговых площадках на конференции ничего нового методисты отдела образования и педагоги школ не придумали. В районе за последние годы наработаны самые разные мероприятия патриотического направления, созданы и действуют социально значимые проекты, ставшие уже традициями. Школе в этой связи необходимо активно включиться в данную работу.
Татьяна Васильевна Заичкина так прокомментировала работу площадок:
– Жизнь меняется стремительно, и педагог сегодня работает с детьми в новых современных условиях. Поэтому к нему предъявляются высокие требования. Чего не хватает нашим педагогам, как восполнить пробелы в образованности, культуре, в профессиональном росте – об этом говорили на учебных площадках. Внеурочная, воспитательная деятельность и современные вызовы – вторая тема диалоговых площадок. Современные вызовы – это те вопросы и проблемы, которые мы обязаны решать. Одна из самых актуальных – «жизнь» наших детей в интернете.
Образование в новых условиях вновь призвано не только давать знания в рамках государственного стандарта, но и воспитывать учащихся в тесной связи с семьями, общественными организациями, социальными и культурно-просветительскими учреждениями. Цель – найти альтернативу опасному влиянию интернета на молодёжь. Что можно противопоставить, как и чем увлечь детей – педагоги, специалисты учреждений щедро делились опытом. В Земляной разработали маршрут «По памятным местам Героя Советского Союза Г. Шевчука», в селе проводят ярмарку, где участвуют и школьники. Н.А. Смольников (школа № 3) рассказал, как объединило ребят проведение «Зимних забав», Владимир Упоров говорил о проекте «Паркур – Голышманово» – вот поле деятельности для особо активных подростков. Площадка «Современные вызовы: преступность среди несовершеннолетних» (С.А. Смольникова и И.А. Грабко) собрала тех, кто заинтересован работать с подростками в связке с ветеранским движением. Только через диалог поколений (так называется и региональный проект) – от дедов к внукам, через связь поколений и традиций можно воспитать в юных уважение к истории своего народа, гражданскую позицию и ответственность. Эту площадку посетили молодые педагоги. Андрей Мошков будет работать в Малышенке. Он объяснил, что среди школьников будут и «трудные» подростки из неблагополучных семей. И сюда он пришёл, чтобы знать, с кем ему работать и сотрудничать и как строить работу с классом. В школе № 4, в Земляновской школе, в школе искусств бережно относятся к межнациональным связям. Представители этих учреждений рассказывали о своей работе на площадке «Межнациональное согласие как основа стабильности государства». Библиотека, Усть-Ламенская школа, учреждения дополнительного образования, школа № 2 тоже рассказали и показали, как через новые технологии, создание образовательной среды для школьников, разработку социальных проектов воспитывать и обучать детей.
В этот день педагоги, словно на уроке, повторили и закрепили то, что было сделано за год, наметили задачи на новый учебный год. Более того, учителя разработали основы нового проекта «Голышманово – территория добрых сердец», который позволит заявить о нашей малой родине во Всероссийском движении «Добрый город».
В понедельник состоялось пленарное заседание августовского совещания. К голышмановским педагогам с приветственным словом по видеосвязи обратился губернатор области В.В. Якушев. С началом нового учебного года поздравил глава района А.В. Желтоухов. Начальник отдела образования Г.П. Павлова выступила с докладом о целях и задачах педагогического сообщества на новый учебный год. Методисты районного отдела образования Л.А. Дюкова и О.В. Зазимко обобщили предложения педагогов района, сформулированные во время двухдневной работы дискуссионных площадок. Применить их учителя смогут на практике в сотрудничестве с детьми.
На позитивной ноте закончило совещание свою работу – были награждены лучшие педагоги, воспитатели, образовательные учреждения. А кульминацией большого педсовета, который для учительства района всегда был и остаётся праздником, стало трогательное приветствие директоров школ (не хочется говорить заведующих отделениями). На заслуженный отдых уходят Валентина Фёдоровна Мелкозёрова, отдавшая почти полвека служению на педагогическом поприще, и Татьяна Леонидовна Новожилова, которая 33 года учила среднечирковских ребят математике, много лет руководила учительским коллективом. Этих педагогов учителя района приветствовали аплодисментами, стоя – в знак уважения.
Фото Алексея БОДРОВА