Приехав в командировку в Большие Ярки, я встретился с руководителем СХПК им.Кирова А.М. Огнёвым и задал ему несколько вопросов. Ответы Александра Михайловича были прямыми, немногословными.
– Сколько лет Вы работаете в этом колхозе?
– Общий стаж 35 лет: 7 лет главным инженером, 4 года секретарём парткома и 24 года председателем колхоза.
– Есть ли у предприятия задолженность по налогам?
– Нет.
– Единственное в районе сельхозпредприятие, сохранившее свинопоголовье, – СХПК им.Кирова. Зачем? Ведь в последнее время свиноводство было не выгодным?
– Да, из-за высокой цены на зерно это дело считалось неперспективным и даже убыточным. Но мы решили оставить часть поголовья хотя бы для того, чтобы обеспечить частные подворья поросятами. Ведь в народе говорят: «Одного кабанчика и на остатках со своего стола можно выкормить». Испокон веков так было, что на подворье должны быть хотя бы поросята да куры. А иначе какой смысл жить в деревне.
– Идёт ли молодёжь работать в колхоз?
– Если говорить о животноводстве, то у нас одна доярка и одна телятница предпенсионного возраста, а в основном все труженики – люди среднего и молодого возрастов.
– Говорят, вы боитесь брать кредиты?
– Почему? Нет, мы их берём, но только тогда, когда точно знаем, с чего отдадим. Как говорится, какие доходы, такие и расходы. Иного не дано.
– А сколько человек трудится в колхозе?
– От 180 до 200 человек. В течение года цифра меняется.
– Как обстоят дела с подготовкой животноводческих ферм к зиме?
– На ремонте ферм сейчас у нас задействовано шесть строительных бригад. Меняем в базах пол, крыши, ворота, укрепляем и перекладываем стены, оборудуем и улучшаем для животноводов комнаты отдыха.
– Александр Михайлович, а как у вас обстоят дела с основным показателем хозяйствования – себестоимостью?
– Вы знаете, по какому-то странному стечению обстоятельств слово «себестоимость» в последнее время стало чуть ли не ругательным. За 2009 год у нас была самая низкая себестоимость молока и пшеницы в районе. В советские времена за такие показатели награждали, а в нынешнее время критикуют.
– Что сделано в плане технического перевооружения? Расскажите о приобретениях колхоза за последние 2-3 года?
– За последние три года мы приобрели три зерноуборочных комбайна, два самых современных охладителя молока (один на 3 тысячи литров, другой на 8 тысяч), два трактора МТЗ, автомобиль ГАЗ-53 (самосвал), две итальянские косилки, два раздатчика-смесителя кормов, также новые итальянские пресс и грабли. В ближайшее время приобретём три транспортёра для уборки навоза и ещё один трактор МТЗ-922 для работы на фермах.
– А какой техники не хватает?
– Технику для уборки урожая мы обновили, здесь проблем нет. А вот новые сеялки или, может быть, новый посевной комплекс в ближайшее время будем приобретать, потому что старая техника приходит в негодность.
После нашего непродолжительного разговора мы поехали на председательской «Ниве» по объектам. Побывали на ферме в Малых Ярках, заехали на кормовой двор, посмотрели, как перестраиваются и переоборудуются фермы на центральной усадьбе. И пока Александр Михайлович решал производственные вопросы со специалистами, я беседовал с рядовыми колхозниками. Мне удалось поговорить о делах колхозных и о председателе с Михаилом Ивановичем Зубаревым, Александром Фёдоровичем Александровым, Ольгой Николаевной Хорузик, Екатериной Валерьевной Зверевой и многими другими тружениками колхоза им.Кирова. Сколько людей – столько и мнений. Но все они солидарны в одном: Огнёв делает для колхоза всё, что может, и даже больше.
После поездки по производственным объектам колхоза мы вновь вернулись в кабинет Александра Михайловича, где поговорили о проблемах села, о том, что нужно делать, чтобы люди на селе жили, а не выживали.
Попрощавшись, я закрыл за собой дверь кабинета Александра Михайловича, и мне бросилась в глаза красная табличка "Председатель колхоза", висящая на обитой чёрным дермонтином двери (такие таблички в колхозных приёмных висели ещё в доперестроечные времена), и у меня промелькнула мысль, что здесь на внешний блеск денег не тратят, а приобретают лишь самое необходимое.
Выйдя из правления колхоза, я встретил троих молодых людей, вчерашних учащихся ПУ-55. Мы поздоровались. На мой вопрос о том, чем они занимаются, где работают, парни ответили:
– Да вот пришли к нашему председателю, хотим в колхоз устроиться.
– Ну а сколько собираетесь зарабатывать?
– Мы механизаторы, а они у нас в среднем зарабатывают 12–15 тысяч. Жить можно.
Фёдор МЕДЯНКО.
Фото Павла КУПЦОВА