Виктор Хаменя в молодости окончил Ленинградское высшее ордена Ленина Краснознамённое военное училище железнодорожных войск и военных сообщений.
В Тобольск он приехал как кадровый офицер в часть, которая находилась в Менделеево. Ну, а когда её расформировали, пришлось задуматься, как жить дальше, чем заняться.
В настоящее время он является заместителем директора ООО «Жилищное строительство» по снабжению и директором ООО «Простор».
– Наше строительное предприятие работало и работает в настоящее время на территории Тобольского района. Строим школы, многоквартирные дома. И вот пришла идея создать сельскохозяйственное предприятие. Земля вся была в паях, не обрабатывалась по 15-20 лет. С помощью районной администрации и администрации сельского поселения стали проводить собрания с населением, выкупать паи. Набралось земли порядка тысячи гектаров. Долго её оформляли. В итоге земля в собственности. 25 мая 2011 года мы образовали наш «Простор», – рассказывает Виктор Николаевич.
За дело взялись по-хозяйски. Закупили четыре трактора, так как земля не только бурьяном заросла, но и кустами. Выкашивали, корчевали, готовили поля под вспашку. Взяли также полтора гектара земли под строительство фермы. И когда ферму построили, поля приготовили, засеяли многолетними травами, приняли решение закупить крупный рогатый скот мясного направления.
Первое поголовье (70 племенных тёлок породы обрак из Омутинского района) появилось в «Просторе» в декабре 2014 года. Позже ещё 30 голов приобрели. В настоящее время стадо из 100 голов, два племенных бычка. Весной прошёл первый отёл – 43 телёнка.
– Кормовая база у нас нормальная. Порядка 430 гектаров засеяно культурными многолетними травами, сенокос почти завершён, остались последние штрихи. Накосили хорошего сена порядка 800 тонн. Кормами стадо обеспечено. Сенаж, возможно, будем заготавливать со второго укоса. Да у нас ещё и с прошлого года рулоны остались, – рассказывает Виктор Хаменя.
Выращивают в хозяйстве и зерновые культуры. Так что здешние обраки не голодают. Летом они находятся на выпасах. Пьют из озера, да солью, разбросанной пастухами на берегу, лакомятся.
Пока животноводческая ферма никакой прибыли не приносит, одни растраты. Идёт работа над увеличением племенного стада. О забое скота на мясо в настоящее время ещё не может быть и речи. Хаменя называет вложение в животноводство «длинными деньгами».
Наверное, если бы не инвестиции «Жилищного строительства», предприятие давно бы закрылось. А ведь на ферме работает семь человек – механизаторы, животноводы, все официально трудоустроены.
А с недавнего времени «Простору» удалось заполучить отличного ветеринара – Владимира Сапожникова, так что теперь здоровье племенного стада в надёжных руках.
Работники в «Просторе» ответственные, знающие своё дело. Но одно беспокоит директора – в основном все они предпенсионного или пенсионного возраста. Соберутся на покой, а заменить-то некем.
– Ничего, когда-нибудь и прибыль пойдёт, и будем мы кормить горожан экологически чистым мясом. Мне не раз звонили из Новосибирска и предлагали пищевые добавки для коров, чтобы они в весе быстрей прибавляли. Отказался. Мы и так не пойми что едим – сплошная химия да соя. Мы и ферму-то затеяли, чтобы производить чистую продукцию. Наши коровки регулярно проходят ветеринарные осмотры, сдают анализы. Стадо у нас здоровое, – говорит мой собеседник.
– А какие они, ваши обраки?
– Уж точно не как местные бурёнки. К ним просто так не подойдёшь и не погладишь. У них даже повадки, как у дикого животного. Если чувствуют опасность, телёнка взрослые коровы берут в круг и таким образом защищают. Они своенравные и довольно умные. Ну а стадное чувство у них сильнее развито, чем у молочных коров.
Вот и крыша фермы вдали завиднелась.
– Коров-то там нет, они на выпасе. А вот овечек скоро с пастбища пригонят, – знакомит меня с обстановкой фермер.
В воротах меня облаивает грозный алабай внушительных размеров. С хозяином же у него телячьи нежности. Техника готовится на поле – последний рывок. Многоголосое блеяние говорит о приближающейся отаре овец. Спешат овцы на ферму воды напиться да отдохнуть, у них по расписанию – сончас.
А за ними пастух – Ришат Фаткулин, пенсионер из деревенских с толстым сборником кроссвордов (мимоходом их расщёлкивает, пока овцы жевательной деятельностью заняты). Овец у него сто голов.
В загоне резвились лошади. Под ногами носились куры-несушки. В общем, всё, как и положено на ферме.