10 сентября на Привокзальной площади Ишима состоялось торжественное открытие
памятника первому русскому паровозу.
Уменьшенная модель «пароходного дилижанца», построенного отцом и сыном Ефимом и Мироном Черепановыми по оригинальным чертежам и ставшего символом русской технической мысли, взметнулась над землёй на ажурной металлической конструкции, напоминающей пролёт железнодорожного моста.
Памятники первому русскому паровозу уже есть на его родине – в Нижнем Тагиле, а также в Екатеринбурге, Челябинске, Красноярске, Хабаровске, Омске. Но только в Ишиме он обрёл особый смысл. Ведь в те же 1833-1834 годы, когда Черепановы работали над стальным «коньком», способным тянуть тележку с грузом в три тонны и вагон с сорока пассажирами, – в Санкт-Петербуге писал свою гениальную сказку наш земляк Пётр Ершов. Потому вполне закономерно, что новый арт-объект в Ишиме появился благодаря меценату С.П.Козубенко, подарившему в 2015 году монумент автору «Конька-Горбунка».
Памятник первому русскому паровозу – это и посвящение ишимским железнодорожникам. 105 лет назад, в мае 1911 года на строившуюся станцию прибыл по рабочему пути первый паровоз. Горожане встретили его как посланца из будущего, который пробил «стену, отделявшую Ишим от широкого мира». Открытая для постоянного движения в ноябре 1913 года Тюмень-Омская железная дорога стала мощным фактором экономического развития города в пору угасания Никольской ярмарки, приносившей прежде основной доход в городскую казну. Благодаря стальной магистрали Ишим сохранил позиции главного населённого пункта Приишимья и со временем стал промышленным и образовательным центром юга Тюменской области.
Приветственные слова на открытии сказали глава города Ф.Б. Шишкин, председатель городской думы А.В. Ипатенко, почётный гражданин Тюменской области В.А. Петухов, почётный гражданин Ишима В.И. Озолин, заместитель председателя Тюменского регионального совета ветеранов железнодорожников по станции Ишим В.Д. Коротеньков. Фёдор Борисович вручил благодарности главы города работникам дистанции электроснабжения А.М. Исмакову, Н.А. Мартыненко, Н.М. Бирючевскому. Благодарственные письма главы города получили те, кто принял участие в установке монумента. Среди них – начальник Свердловской железной дороги А.Ю. Миронов, обеспечивший доставку макета в наш город, и начальник вагоноремонтного депо И.И. Гулидов, курироваший постройку постамента. Участниками церемонии открытия стали старшеклассники школ города, воспитанники кадетских классов, ветераны-железнодорожники.
В своём выступлении глава города отметил, что теперь в Ишиме должна появиться и музейная экспозиция по истории строительства Тюмень-Омской дороги. Такая задача прописана в новой концепции Ишимского историко-художественного музея. Есть и материалы для издания книги. Так что в будущем нас ждут новые события в деле сохранения истории железнодорожного транспорта.
Геннадий Крамор.
Фото автора.