Медиакарта
12:52 | 27 сентября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Одна на миллион, или Секреты долгожительницы

15:55 | 14 сентября 2016

Добрая улыбка, какая-то неземная. Глаза голубые-голубые – ясные. Фиолетовая блузочка, причёска. Приветливое «Хотите чаю?». Ульяне Петровне Уваровой на сегодняшний день 101 год с половиной. Она с радостью пригласила нас в гости, а мы остались под большим впечатлением…

В Ялуторовске семья Уваровых обосновалась ещё до войны – переехали из Исетского района. Вместе с Ульяной Петровной сегодня живут дочь и зять. Детям самим уже под восемьдесят. Но, как говорит дочь Нина Тимофеевна, пока рядом кто-то из родителей – ты ребёнок, а значит, молод. Она такая же улыбчивая, как мама, всё время шутит. Сразу понятно, грусти и мрачным мыслям в этом доме не место.

- Только хандра подкралась – гони прочь, - подтверждает мою догадку Ульяна Петровна.

Поинтересовалась, сколько мне лет и так тепло, по-бабушкински, погладила. Оказалось, около тридцати - возраст её правнуков. Их у неё девять. Арсений, Всеволод, Анна, Нелли - без запинки всех перечисляет по именам. В сентябре появится на свет уже четвёртая праправнучка. Вечерами, когда выходит на лавочку во двор, думает о них, живут-то далеко.

Говорит, изо всех сил старается не огорчаться, когда вспоминает свою долгую и, чего скрывать, не всегда радостную жизнь. Одна за другой всплывают картинки из прошлого. Родное село Архангельское, трагедия с папой, мама, братья и сёстры (как тяжело было становиться взрослой в семь лет), родные, которых уже нет рядом. Бывает, слёзы наворачиваются.

- Странное это чувство, когда почти все, с кем рядышком жизнь прожил, примерли уже, остаётся только вспоминать, - грустно сказала Ульяна Петровна, но уже через секунду заулыбалась. - Одна моя давнишняя подруга всё-таки приходит в гости. Молодая ещё, на 13 лет младше меня – сидим, беседы ведём.

У родителей Ульяша была в числе старших, второй из четырнадцати. До взрослого возраста дожили только семеро детей, остальные умирали кто при родах, кто в младенчестве. Мама измучилась, переживала. Но всегда оставалась сильной. Время тяжёлое было – когда там слабину давать? Трудилась не покладая рук: уже через несколько дней после родов бралась за тяжёлую работу наравне со всеми. Малыши оставались на руках дочерей.

Удивительно, почти все братья и сёстры Кремлёвы (это девичья фамилия Ульяны Петровны) – долгожители. Старшей, Оли, не стало три года назад в возрасте 102 лет, брат Василий ушёл в 94 года. Данила живёт в Екатеринбурге, ему 92. Младшенькой Капе исполнилось 85, четыре десятка лет не виделись – она в Белоруссии. Все выучились, специалистами стали. Кроме Оли и Ульяны.

«Считать-писать умеете, и хватит!» – отрезал однажды отец. На все Ульяшины мольбы и просьбы учительницы отпустить на уроки не по годам смышлёную дочь он закрывал глаза. Работать надо было – хозяйство большое, детей много. А сама Ульяна каждое утро, провожая братьев и сестёр, давилась горькими слезами. И работала, работала…

А потом совершила ошибку, о которой с дрожью в голосе вспоминает до сих пор. В 13 лет, всё же решив пойти во второй класс, почему-то подумала: чего, мол, я такая взрослая за парту с маленькими сяду, да и скажут, что от работы отлыниваю.

- Теперь всегда говорю: нельзя бояться, что о тебе плохо подумают, если это и правда твоя мечта, - заявила бабушка Ульяна. – Пусть косо кто-то посмотрит. Пусть трудности будут. А ты иди смело, иначе потом останется только жалеть!

Лишь в августе 37-го, когда люди в погонах увозили отца на телеге, перед этим отобрав дом и отправив маму с детьми на улицу, Пётр кричал жене: «Верааа! Главное - учи ребятишек!» Но Ульяна была уже замужем, родила двоих детей.

О том времени ей тяжело говорить до сих пор. Страшно было. Разбрелась тогда большая семья по родственникам да по соседям. Дом родной, двухэтажный и добротный, отобрали, а с ним и скот, и хозяйство - да всё, вплоть до последней ложечки.

- Отца расстреляли через месяц - «окрестили» врагом народа, за что - так никто и не узнал. А 23-летняя Ульяна с мужем и дочками отправились жить в Ялуторовск, построились, и на свет появился сын Владимир.

Всю жизнь, ощущая себя безграмотной, Ульяна Петровна жадно стремилась к знаниям.

- Только последний год она книгу в руки не берёт, - рассказывает Нина Тимофеевна. – Зрение стало подводить. Из библиотеки мы ей носили литературу. Казалось бы, должна сильно уставать за день, ведь тяжёлый труд к ночи с ног валит, а она - читать, да взахлёб, да книгу за книгой…

Дочь смеётся, вспоминает, как мама ещё каких-то несколько лет назад огородничала, как картошку копала и радовалась, что уродился урожай, как однажды, оставшись на несколько дней одна, весь дом выбелила.

А о том, как она воспитывала своих детей – вообще разговор отдельный. Ульяна Петровна убеждена: с малых лет надо приучать их к порядку и ни в коем случае нельзя заставлять вести хозяйство, отвечать за младших или выполнять другую взрослую работу:

- Своим деткам я говорила: ваша задача – хорошо учиться!  И только.

Не зря, как оказалось. Каждый её ребёнок состоялся и в карьере, и в жизни. 

Напоследок она вспомнила, как ещё в молодости, вся насквозь больная – с кучей операций за плечами, боялась, что рано умрёт и Вовочку в школу не проводит. Плакала, а в унисон с ней и дочки.

- Теперь Вовочке уже 70 справили! - снова смеётся уникальная бабушка. 

Поговорили мы о многом. Ульяна Петровна подсказала, где брать силы, когда особенно тяжело - «в ежедневной молитве за своих близких и обязательно за предков». И как вести себя, чтобы семья твоя была крепкой – «женщина должна быть мягкой, где-то покоряться мужу». И даже о том, что мысли материальны и плохое обязательно притянется, если думать о нём – «надо учиться в первую очередь видеть хорошее вокруг и от этого правила не отступать».

- Так и живу, - провожает меня Ульяна Петровна. - В молитвах да в радости встречаю каждый день. Ни о чём не жалею.

- А ещё в заботах, - улыбается дочь Нина. - Регулярно следит, не забыли ли мы чего!

И снова смех…

Автор: Анна ХРЕБТОВА