Когда-то в каждом селе, в каждой деревне был свой клуб, в котором «крутили кино». Жители от мала до велика, шли на вечерний сеанс, спеша приобрести заветный билетик и занять место.
Старожилы вспоминают, что частенько случалось так, что зрительный зал не вмещал всех желающих, многие заранее брали с собой скамеечку или табурет.
Владимир Тимофеевич Бусыгин из деревни Ботники 37 лет отработал в киносети.
– Я родился в Малышах. Когда ещё в школу ходил, к нам из Солобоево приезжал киномеханик. Он дружил с моим старшим братом и часто звал меня, говорил: «Пойдём фильмы показывать». Всё мне рассказывал про это, разрешал самому что-нибудь сделать.
По словам Владимира Тимофеевича, именно тогда его и заинтересовало киноискусство настолько, что ни в какой другой профессии он себя не видел. Сначала был помощником киномеханика, потом, получив желанную специальность в училище, стал работать самостоятельно. Ещё до службы в армии показывал кино в клубах Сизиковой, Турушовой, Батеней, Битюков.
– В армии я тоже «кино крутил», – улыбается Владимир Тимофеевич, – у нас был клуб, в котором имелась очень хорошая аппаратура. В основном показывал военно-патриотические ленты. Кроме того, я отвечал за радиоузел, будил по утрам сослуживцев, включал радио и музыку на улице и в ротах, а ещё за почтой ездил.
Вообще тогда, как вспоминает В.Т.Бусыгин, много было военных фильмов, воспитательных и поучительных.
Владимиру Тимофеевичу запомнились такие, как «Звезда», «Кортик», «Сын полка», «Пятеро смелых» и другие, они всегда пользовались успехом, многие из них приходилось показывать по нескольку раз.
Киномеханики в те времена работали не только в клубах, но и выезжали совместно с агитбригадами на поля во время посевных или уборочных работ. Брали узкоплёночную кино-установку, которая умещалась в два чемодана (в одном – сама установка, в другом – трансформатор), весом около 17 килограммов каждый, натягивали экран на дерево или на балки и устраивали показ.
Во время сеансов случались и поломки. Так, например, часто рвался пассик на широкоплёночном кинопроекторе, который приводил в движение бобину с плёнкой, приходилось вручную докручивать, чтобы не прерывать трансляцию.
– На маленьких бобинах были киножурналы, а на больших – фильмы, – объясняет В.Т.Бусыгин. – Один фильм – это две бобины по 45-50 минут. Пока вторая часть идёт, я успевал починить порванный пассик, чтобы к следующему показу он был целый.
Как и всем в советское время, киномеханикам также необходимо было выполнять план. У Владимира Тимофеевича он составлял 280 рублей на две деревни – Малыши и Ботники. Взрослый билет стоил 20 копеек, детский – пять. Мужчина признаётся, что всегда перевыполнял норму, особенно в 1960-х годах, когда появились индийские фильмы. Чтобы привлечь зрителей, Владимир Тимофеевич сам писал афиши: большими, яркими буквами оповещал, какой, когда и с какими актёрами будет фильм. Иногда Тюменская областная кинофикация предлагала иллюстрации для афиш.
Показ проходил после трудового дня, сначала детский фильм, затем взрослый. Когда ещё существовал детский пионерский лагерь «Прометей», сеансы для ребятишек проводились и днём.
Благодаря киноискусству сложилась и семейная жизнь Бусыгина. Валентина Яковлевна пришла в середине 1960-х работать кассиром. В 1969 году Владимир Тимофеевич и Валентина Яковлевна поженились.
Последний свой фильм Владимир Тимофеевич показал осенью 1999 года.
Как он сам говорит, наград и званий за успехи в труде у него «полный чемодан». Это и знаки «Почётный кинематографист России», «Ударник коммунистического труда», множество благодарностей за высокие производственные показатели в деле кинообслуживания населения и дипломы «Лучший по профессии» от профкома районной киносети, «Ветеран труда». Недавно на встрече, посвящённой Году кино в России, супругам Бусыгиным были вручены Почётные грамоты за многолетний и добросовестный труд.
Любимые фильмы супругов – «Битва за Москву», «Джентльмены удачи», «Бриллиантовая рука», «Тени исчезают в полдень», «Тихий Дон», «Поднятая целина». Они считают, что и среди современных кинолент есть хорошие, но не любят те, в которых много убийств и стрельбы. Вечерами Владимир Тимофеевич достаёт гармонь «Чайка-2», с которой успевал в молодости на вечёрках погулять, а иногда вытаскивает из кладовой чемоданчики с киноустановкой и вспоминает былые времена.
– Всё хочу отдать её в музей, мне не жалко, да и ни к чему уже, – вздыхает он. – Когда-нибудь решусь на это...