После горячего недельного тепла последней майской декады потянуло резко холодком. Ветер спешил сбить лепестки кипящих яблонь, а рябины в это время успевали прихорошиться, раскрывая нежно пахнущие с желтоватым оттенком соцветия. Солнце то выглядывало из-за облаков, то снова пряталось. Время от времени из туч сыпало мелким неприятным, таким колющим дождиком. Казалось, природа не желает отпускать нас в очередное путешествие вниз по Иртышу.
Нас позвала в дорогу легенда. В Кунгурской летописи говорится о том, что при взятии Демьянского городка казаками сподвижника Ермака пятидесятника есаула Богдана Брязги не удалось найти знаменитую Золотую бабу, так как ее спрятали коренные жители края, остяки, предки современных ханты. По мнению историка Миллера, «в устье реки Демьянки, где теперь находится село Демьянский ям, не видать никаких следов старого остяцкого укрепления». Историк писал: «По рассказу летописи, кроме князца Демьяна с остяками в городке находился другой знатный князец по имени Роман, который при сдаче бежал вверх по реке Конде. Это дает возможность определить местонахождение городка. По имени же Романа названа остяцкая деревня, находящаяся в 30 верстах ниже Демьянки. Так как против этой деревни на восточной стороне реки Иртыша на горе можно видеть остатки какого-то старого остяцкого укрепления, то я думаю, что это и есть старый Демьянский городок. Остяки называют теперь это место Чукас. Среди окружающей низменности это отдельно стоящая гора, которая не имеет никакого соединения с остальным высоким восточным берегом Иртыша, где горы значительно отошли от реки. Можно было бы думать, что эта гора - произведение человеческих рук, но ее чрезвычайная величина дает повод сомневаться в последнем: у подножия она имеет в окружности около двух верст, а в высоту около 30 и более саженей
Нам очень хотелось найти следы Демьянского городка на Чугасе и в то же время посмотреть, что же осталось на месте бывшего поселения Горная Суббота, расположенного на высокой террасе, почти равной по высоте Чугасу, а также побывать на песчаной гриве, расположенной в районе Нижне-Романовской старицы. Состав экспедиции невелик: капитан катера, на котором мы путешествовали, Александр Анатольевич Затонских, помощник капитана Николай Евдокимов, Любовь Николаевна Сладкова, археолог из г. Тобольска, Зоя Васильевна Новикова, библиотекарь, фанатически влюбленный в свой край человек, и Людмила Александровна Телегина, директор районного музея.
30 мая могучий седой Иртыш встретил нас высокими с белыми гребешками волнами. Катер стало сильно покачивать, и капитану пришлось придерживаться берега, идти почти вплотную к прибрежному талу, утонувшему в большой воде, которая до тех пор еще продолжала прибывать.
Идем мимо деревни Лебаут. Хорошо видно, что вода уже подходит к домам. Они были построены, примерно в середине ХХ века. Часть их ждет своей очереди, чтобы свалиться в реку. Один из домов почти упал в объятия Иртыша. Хозяева этих брошенных жилищ уже давно покинули родное селение, разъехавшись кто куда. В отдалении четко виднелось новое строение из серого кирпича. Теплится еще жизнь в деревеньке Лебаут.
У села Осинник со стороны реки имеется еще приличный запас береговой полосы, а вот со стороны дороги вода очень сильно угрожает селу.
После обеда ветер начал успокаиваться, судну стало легче идти. Небо снова затянуло облаками, опять заморосил дождик, который за семичасовой путь принимался за свое «мокрое дело» раз шесть. За это время нам встретилось всего 3 судна и 1 моторная лодка. Обидно стало за батюшку Иртыша. Такая замечательная река для судоходства, а ходить-то получается и некому.
В 7 часов вечера увидели на берегу у села Демьянского, стоящую в лесах церковь. Просто великолепно, что будет полностью отреставрирована одна из 2 сохранившихся каменных церквей из 7 существовавших в начале ХХ века на территории нашего края в рамках границ Уватского района.
В 10-м часу вечера попытались причалить к тугаловскому берегу. Картина удручающая, Иртыш плещется у самой кромки берега. Спасибо нефтяникам, помогли сделать дамбу в самом низком месте и отстояли село. Ночевали на противоположном более безопасном берегу.
На следующее утро встретились с проводником В.А. Колеватовым, с которым договаривалась А.А. Пузина, глава Тугаловского поселения. Первая мысль, которая возникла у меня в голове при его появлении, была такая: «Не перевелись еще богатыри на земле сибирской». Владимир Андреевич в свои 65 лет выглядит гораздо моложе. Рост, прямо сказать, у него гренадерский, где-то около 2 метров. Он, несмотря на занятость, согласился показать нам белую песчаную гриву в Нижне-Романовской старице. Наш катер двинулся следом за лодкой.
Весь день обследовали гриву. Погода стояла скверная: холодно, ветер, часто шел дождь. Кстати оказались захваченные в экспедицию куртки. Выявили примерно 60 впадин разных размеров и глубины. Шурфовка одной из впадин показала, что она является, возможно, углежоговой ямой.
Примерно в 80 метрах от старицы был обнаружен пятачок, где с помощью разбитого шурфа был выявлен развал металлического шлака, который можно квалифицировать, как отходы металлургического производства, скорее всего средневекового времени. Найден первый памятник!
На южной оконечности мыса располагается небольшое современное кладбище. Явно фиксируется 3 погребения с надмогильными сооружениями в виде крестов, покрашенных красной краской. Они уже наполовину разрушены и лежат на земле, поэтому определить их персональную принадлежность совершенно невозможно. Скорее всего, они принадлежат христианам.
В 7 часов вечера вернулись на судно и пошли к Нижнему Роману. Здесь стоит всего один дом с хозяйственными постройками, где проживает семья с детьми из города Тобольска, приехавшая сюда 2 года назад. Вода почти вплотную подошла к усадьбе со всех сторон. Мы попытались пройти к Иртышу в этом месте, но не получилось. Пришлось заночевать, а на следующий день возвращаться прежним путем.
1 июня отправились вниз по реке к бывшей деревне Горная Суббота. Название поселения связано с местом его расположения на горе, а что касается Субботы, то оно по одной из версий было заложено в этот день недели. Поднялись туда по бывшему взвозу, затянутому подрастающими деревьями. Сохранились 2 взвоза, скорее всего первый конный, а второй - пешеходный. Местность очень красивая, хорошо с горы просматривается седой Иртыш. Видно, что деревня была большая. Сейчас вся территория затянута малинником, крапивой, пыреем. А.А. Затонских бывал здесь в 1986 году и рассказал нам, что застал здесь примерно с десяток оставленных жителями домов. Часть из них были двухэтажные, основательные. Сейчас от деревни осталось одно название. А жили на этом месте люди не одну сотню лет. Это чувствуется по богатому культурному слою. Чернозем почти по всей территории достигает от 30 до 40 сантиметров. Какое богатство пропадает. В земле постоянно встречаются фрагменты гончарной керамики и фарфоровой посуды XIX-XX веков, кованые гвозди, обломки старинного стекла, кости животных, кирпичи. От хозяйственных построек остались обгорелые столбы загона и колодец.
На юго-восточной окраине селения расположено кладбище, где наряду с памятниками второй половины ХХ века сохранились три старинных деревянных креста, выкрашенных в красный цвет и один крест с шишковидными украшениями. Интересно, что уже на втором кладбище встречаются кресты красного цвета.
В «Списке населенных мест Тобольской губернии» за 1903 г. сообщается, что в деревне Горно-Субботинской находилось 20 дворов, 51 мужчина, 60 женщин, часовня и 2 торговые лавки. Поселение относилось к Филинской волости до 1916 года. В «Списке населенных пунктов Уральской области» за 1928 год приводятся следующие данные: «Субботинский сельский совет, 13 нас. пунктов: Горно-Субботинская д., Колидышевские (Кондюшевские) юрты, Луговая Субботская (Юртинская) д., Ново-Эскинские юрты, Осиповская (Осинов мыс) выс., Сарабиновский (Афонинский) выс., Серебрихинский выс., Сыровские юрты, Ходовская (Грива Ястребкова) выс., Цингинские юрты, Шалимова д., Эскинские (Эська) юрты, Ячинская (Яча) д. Было 196 дворов и 884 жителя». В 1934 году Субботинский сельсовет был переименован в Лугово-Субботинский. Деревня Горная Суббота прекратила свое существование примерно в начале 70-х годов вместе с остальными населенными пунктами.
Около 7 часов вечера причалили к бывшей деревне Луговая Суббота. У самого берега покачивалась на волнах часть деревянного сруба дома. Примерно в метрах 20 от подтапливаемого берега стоит знак с надписью «Деревня Луговая Суббота основана в середине XVIII века родом Вторушиных и Шешковых. В деревне находились школа, церковь, колхоз, сельский совет, маслоцех, почта, звероферма. Май 2013.» Правда в деревне не было церкви, а была часовня. Хочется сказать большое спасибо тем, кто установил этот памятный знак. Побольше бы вот таких неравнодушных людей - и крепче была бы наша связь с землей, с малой родиной.
В полукилометре от берега стоят 2 полуразрушенных пятистенка (дом из 5 стен) и изба (дом из 4 стен). Участникам экспедиции удалось разыскать навес для дверей, пичуги (грузила из обожженной глины), кованые гвозди. Бытует мнение, что Луговая Суббота была основана раньше, чем Горная Суббота. Заглянем немного в историю этой сибирской деревни.
В 1928 году в Луговой Субботской насчитывалось: хозяйств - 53, мужчин - 122, женщин - 136. Население было русское.
Из воспоминаний Чукомина В., жившего в Луговой Субботе, а ныне проживающего в селе Уват: «В 60-е годы было примерно 24-26 дворов, где жили семьи Пуртовых, Копыловых, Воронцовых, Пинигиных, Медведевых, Кошкаровых, Грудановых, Вторушиных. Была школа на втором этаже, а на первом жили Чукомины и Вторушины. А.И. Вторушина была учительницей. Стоял клуб, магазин, водонапорная башня. Имелись 2 коровника и телятники. В 1964 г. уехали Медведевы, в 1965 г. - Чукомины».
В.А. Ланготкин, занимающийся историей малых деревень, будучи еще учителем истории в школе п. Тугалово, сохранил интересные данные об этой деревне: «В 1977 году в Луговой Субботе - 6 хозяйств, 13 жителей. 1983 - 2 двора. Последние, Вторушины, уехали в Тугалово после 1983 года». Стало еще одной деревней меньше на Уватской земле.
2 июня встретило нас теплым солнечным утром. Готовимся к поездке на Чугас. «Чу́гас» - в переводе с хантыйского языка «одинокий холм в низине». С большим трудом пробираемся через древесный хлам залитого половодьем леса. Капитан решил оставить катер на Иртыше и на моторной лодке отправиться на разведку водного пути к конечной точке нашего путешествия, в результате которой нам пришлось двумя партиями добираться до места. По дороге то и дело встречались пространства, забитые лесом, через которые просто так не пройдешь, приходилось всё время лавировать между деревьями. Чугас - удивительно красивое место. Умели же люди в древности выбирать места для жизни. На такой высоте, в крепости, любого врага можно было удержать.
Только поднялись на останец и сразу же на мысу увидели городище с двумя рвами и валом между ними. Через главный ров имеется 3 выхода. К сожалению, нам пока не удалось найти керамику, подтверждающую датировку памятника. Из обнажения культурного слоя был поднят маленький фрагмент лепной керамики без орнамента. Внутреннее пространство городища достаточно ровное, визуально различимых следов жилищных построек не наблюдается. Однако, фрагмент керамики совместно с фортификационными объектами - это надежные свидетельства, что мы нашли еще один памятник. Демьянский ли это городок - остается пока под вопросом. У нас не хватило времени исследовать весь останец. Мы осмотрели только самый мыс, выходящий к речке. Но, похоже, это самый удобный участок для жилья. И здесь мы тоже увидели следы присутствия черных копателей, как и в других местах, где мы побывали во время этой экспедиции, опередивших нас буквально на несколько дней.
Рядом с археологическим памятником располагалась деревня Чугас. Пока женщины закладывали шурф, мужчины прошлись по еще одной исчезнувшей деревне и нашли: кованый топор, наконечник сохи, кузнечные клещи. Культурный слой тоже оказался очень богатым: чернозём на глубине 40 сантиметров. Снова заглянем в историю деревни.
В начале XX века, в 1903 г., в селении было 9 дворов, 25 мужчин и 20 женщин. До 1916 года Чугас(ный) находился в составе Филинской волости. По данным переписи 1926 года, в селении насчитывалось: хозяйств - 11, мужчин - 35, женщин - 25. Оно находилось уже в составе Романовского сельсовета вместе с другими 6 населенными пунктами: Застаричная д. с д. Ефимовской, Кармышак(-овский) выс., Ново-Романовское село с выс. Ефимовским, Подчугас(ная) д., Черняковский выс., Чиликановские юрты.
Из воспоминаний Т.И. Новиковой (Пузиной), родившейся в д. Подчугас: «В середине 50-х годов в деревне осталось 6 домов, из них в 3-х проживало по 2 семьи. Это были семьи М.М. Самохваловой, В.М. Пузина, И.А. Пузина, В.А. Пузиной, Е. Пузиной, Н.П. Овсянкина, А. Коробейниковой, А. Пузиной, А. Батеневой. В основном главами семей были вдовы, у которых мужья погибли во время Великой Отечественной войны. В начальной школе, где занимались дети из деревни Подчугас, преподавала учительница М.П. Филимонова. Деревни не стало около 60-х годов».
Почти рядом с Чугасом внизу на невысокой гривке находилась деревенька Подчугас. В 1903 году в ней проживали 7 мужчин и 6 женщин, имевших 2 двора. В советское время в ее 6 домах проживали семьи: П. Овсянкиных, З. Батеневой, Пузиных Н.А. и Е.А., М.В. Бухтаяровой и Самохваловых. Сейчас на месте исчезнувшего селения стоят несколько обгоревших столбов и прослеживаются картофельные ямы, заполненные водой. Осталось буквально сантиметров 20 и вода затопит всю гривку. Недолго просуществовала деревенька Подчугас. Люди стали покидать жилье после большого наводнения 1957 года.
3 июня мы высадились у деревни Шиловой, побывали в доме ушедшей из жизни учительницы Черняковой Е.Г., у которой мы были в гостях лет 7 назад. Здесь сейчас находится ее зять Валентин Рыбаков, любезно, предоставивший нам предметы для районного музея. Деревня изменилась не в лучшую сторону. Число жителей сократилось. Живут в Шилово в основном пенсионеры, но есть одна молодая семья с маленькими детьми. Дома заметно постарели. Порадовал один дом, обшитый сайдингом, где живут пенсионеры, приехавшие на родину с Севера.
После Шиловой пошли домой на Уват. Эта интересная экспедиция стала возможной благодаря директору «УватСтройИндустрия» А.А. Затонских и индивидуальному предпринимателю А.Н. Пахомову. Большое им спасибо за это. В ходе экспедиции были открыты 2 археологических памятника скорее всего средневекового периода. Мы побывали на месте нескольких исчезнувших деревень, узнали больше об их истории.
Фото Л.Н. Сладковой, З.В. Новиковой
К другим новостям "Уватских известий"