Отшумели, отзвенели погожие денёчки бабьего лета, отгорели жёлтым пламенем берёзовые рощицы, опустели поля и огороды. Щемящей грустью отзываются в сердце прощальные крики журавлей, улетающих с родной земли в тёплые края.
Завершает сентябрь Воздвижение – русский православный праздник. С 27 сентября по новому стилю отмечается быстрое наступление осенних холодов, хотя «Воздвиженские зазимки мужику не беда», – говорилось в старину.
Воздвижение – строгий праздник
Православные традиции, народные обычаи идут из далёкой старины. В сельской глубинке, в деревнях и сёлах они лучше сохранялись, потому что крестьяне на Руси испокон веков были истинно верующими людьми. Деревенские старожилы всегда знали и чтили православные праздники, в том числе и Воздвижение честного и животворящего Креста Господня.
Воздвижение – от слова «воздвигнуть». По церковному преданию, император Константин Великий повелел найти в Палестине Крест Господень. После долгих поисков были извлечены три креста. Чтобы кресты поочерёдно возложили на умершего, которого несли мимо на кладбище. Под одним из крестов мёртвый ожил. Это был Крест Христов. Поражённый происшедшим чудом присутствующий народ устремился ко Кресту, желая дотронуться, поцеловать, почтить святыню, но так как было большое скопление людей и не все могли достичь Креста, то епископ Иерусалимский поднял (воздвиг) его пред собравшимися. Народ поклонялся Кресту, восклицая: «Господи, помилуй!».
В храмах в этот день Крест выносится для поклонения.
Воздвижение – праздник строгий, день постный. В природе – начало осенних холодов: «Воздвижение осень зиме навстречу двигает». По народному поверью, в Воздвижение звери на смотр собираются перед зимней спячкой, змеи в кучу сползаются, прячутся в земле, поэтому в этот день в лес, в рямы за болотной ягодой не ходят. В Воздвижение не следует начинать никакого дела, всё равно оно будет безуспешно и бесполезно. В деревнях уже готовились к осенней стрижке овец, чесали лён для получения кудели, доставали прялки и веретёна – не за горами засидки! Мужики успевали рыбачить: с наступлением холодов рыба уйдёт в глубинные воды.
После Воздвижения начиналась одна из самых важных осенних работ – рубка капусты. «Смекай, баба, про капусту – Воздвиженье пришло», – говорили в народе.
На Воздвижение первая барыня – капуста
Во все времена на Руси было принято осенью заготавливать капусту впрок, чтобы хватило до лета. Её – сочную, сладкую, белокочанную – приносили в дома прямо с грядок. Рубили и складывали в бочки, мяли, добавляли приправу и, выждав положенный срок, ставили на стол – полакомиться этим чудным даром земли-матушки. Картошка да квашеная капуста – первое блюдо у сельчан. «Капуста – на столе не пусто».
В старину рубка капусты была не простая работа, а целый обряд с песнями и угощениями по вечерам. Так было и в Агараке. Чтобы не быть голословной, побеседовала я с представительницей старинного агаракского рода Батуриных – Клавдией Ильиничной Сергеевой – о том, что ей известно о «капустинских неделях» после Воздвижения. Она поделилась воспоминаниями своей бабушки Устиньи Николаевны, к которой была очень привязана. «Бабушку Устинью мы любили. Она оставалась с нами, детьми, дома, когда родители перед войной уезжали на заработки на Кольский полуостров. Держала корову, заготавливала сено, справлялась с огородными работами. Мы ей помогали. Не оставила одних с матерью, когда отец ушёл на фронт, он так и не вернулся – погиб. Жила с нами до 1950 года. Рассказывала о старине, молодых годах, о жизни при царской власти. Жили тогда единоличным хозяйством. Своя земля, скот. Много работали, праздники православные чтили. В церковь ходили. Называлась она Христорождественской, – рассказывает Клавдия Ильинична. – Капусту заготавливали обычно после Воздвижения. Семья Устиньи Николаевны справлялась с этой хлопотной работой своими силами, а у кого-то собиралась «помочь» – толока. Бывало, что капусту рубили в домах поочерёдно: сегодня одному, завтра другому. Так и быстрей, и веселей. Совместная работа сопровождалась шутками да прибаутками, песнями да частушками. Затем угощались: хозяйка выставляла на стол капустный пирог. Бывало, что вся «помочь» собиралась в «именном овине», где помещался первый сноп, для мирского угощения. Приходили все, кому оказывалась помощь, и те, кто помогал. Устраивался праздник. Пели, плясали стар и млад. Дудели дудки, тренькали балалайки, заливались гармошки. Молодёжь выходила на улицу, к ним присоединялись засидевшиеся за трапезой пожилые. Труд заканчивался праздником. Такой уж у русских людей характер: работать – так работать, гулять – так гулять! Молодёжь водила хороводы до самой зорьки. Они так и назывались – «заревницы».
Продолжение читайте на страницах "Призыва".