Медиакарта
22:44 | 25 января 2025
Портал СМИ Тюменской области

Забытые сражения: Гражданская война в Армизонском районе

Продолжение.

Начало в №№ 2014 года 73-74, 83-84, 85-86, 91-92; 2015 года - 3-4; 45-46; 47-48; 57-58; 59-60, 73-74; 75-76; 2016 года - 24, 31.

Этот день на участке бригады, в целом прошел спокойно. Белые лишь в течение полутора часов из 2 легких трехдюймовых орудий вели огонь по участку 268-го Уральского полка у д. Гнилая (Дресва), но атак не предпринимали. Южнее, части 1-й бригады Грязнова занимали оборону у с. Куртан. 

Этот последний участок красной обороны необходимо было ликвидировать, и 16 сентября белые из 6 трехдюймовых орудий, целый день вели огонь по позициям 268-го Уральского полка у д. Гнилая (Дресва). После полудня белая пехота Екатеринбургской дивизии (батальон с 2 - 3 кавэскадронами) стала наступать на красные позиции, но была отбита и отошла на опушку леса, где окопалась. На помощь прибыла еще одна батарея из 4 легких орудий, после чего по д. Гнилая (Дресва) открыли огонь 10 белых орудий Екатеринбургского артдивизиона. Под их прикрытием, белые стрелки вновь начали наступать, прикрывая свои фланги конницей. И эта атака была отбита, хотя деревня сильно пострадала от артиллерийского огня. В 6 километрах севернее деревни, белая конница попыталась сделать налет на красные заставы, но была вовремя замечена и отбита огнем. Красный 270-й Белорецкий полк, двигался из с. Нижнеманайское в д. Дорохино.

В этот день в части 30-й красной дивизии прибыло пополнение. Из них 443 мобилизованных было направлено в 3-ю бригаду. Одна маршевая рота (253 человека) была влита в 270-й Белорецкий полк, который теперь стал насчитывать около 800 штыков. По докладам комиссаров, прибывшее пополнение сразу же изменило настроение красноармейцев. Причиной было то, что среди новобранцев было много местных сибирских крестьян, которые отличались боевым и воинственным настроением, стремились скорее идти в бой. Теперь все бойцы воочию увидели, как местные крестьяне идут в ряды их войск.

Отправив пополнение в части, штаб красного начдива Павлова задумал в эти дни смелый маневр. Уже 17 сентября 1919 года части 1-й бригады получили приказ, удерживая свои позиции у д. Куртан, пропустить через свой фронт 3-ю бригаду, которая, сосредоточившись и развернувшись в тылу, должна была ударом отбросить белых и выйти к д.д. Лебяжье и Сухая (Комлево). При этом 2-я бригада Томина, должна была сменить полки 3-й бригады на участке у д.д. Гнилая (Дресва) и Зимовье Кайнакское, откуда наступать на деревни Селезнево, Вьялково.

Приказ был отдан и полки пришли в движение. 267-й Горный полк с двумя орудиями 1-й Кронштадской батареи, выступил из с. Нижнеманайское и к вечеру стал сменять части 3-й бригады у д.д. Гнилая (Дресва) и Зимовье Кайнакское (в этот день в стычке с белой разведкой в нем был ранен красноармеец Широкобоков Петр). Сюда же вскоре должен был прибыть и Нарвский полк Красных Гусар, которому ставилась задача охранять фланги бригады. При этом остальные полки томинской бригады продолжали занимать д. Киселево и с. Пятково. В свою очередь, получив пополнение, части 4-й Сибирской дивизии также двинулись вперед. Выступив из д. Кайнак, они прошли без боя д. Зимовье Кайнакское и двинулись на д. Киселево…

На участке 3-й бригады Брока, с утра 17 сентября 1919 года, белая пехота Екатеринбургской дивизии попыталась вновь атаковать д. Гнилая (Дресва). Наступление было отбито державшими здесь обо-рону двумя батальонами 268-го Уральского полка под командованием Кривощекова. Потерпев неудачу, белые открыли огонь по деревне из орудий. В ответ по ним ударили 5-я Белорецкая и 6-я Богоявленская красные батареи. Артиллерийский бой продолжался весь день. В результате красным артиллеристам удалось подавить батареи противника. Правда при этом, сраженный осколками от близкого разрыва снаряда, погиб телефонист 6-й батареи Втюрин Максим и была убита одна лошадь. Еще два батальона 268-го Уральского полка с Оренбургской сотней стояли на дороге из д. Бердюгино в д. Зимовье Кайнакское. Правее 269-й Богоявленско-Архангельский полк занимал двумя батальонами перешеек озер Стекленей и Северное Куртан, а еще один батальон растянулся от оз. Стекленей до д. Гнилая (Дресва). 6-я Богоявленская батарея, Богоявленская сотня, команда пешей разведки, 3-й Уфимский кавдивизион и штаб полка находились в д. Семискуль. 270-й Белорецкий полк и 4-я Верхнеуральская батарея оставались в резерве в д. Дорохино. Штаб 3-й бригады находился в д. Чистовке.

18 сентября 1919 года, по замыслу командарма, 30-я дивизия должна была уже завершить свою перегруппировку и перейти в наступление, нанося главный удар на своем правом фланге и выходя к д.д. Лебяжье и Сухая(Комлево). Однако вновь противник нарушил все эти планы…

На участке 3-й бригады Брока утро 18 сентября 1919 года начиналось спокойно. После полудня на левом фланге 269-го Богоявленско-Архангельского полка от оз.Стекленей до д. Гнилая (Дресва) показались две цепи белой пехоты, в общем количестве около 200 штыков. Они начали наступать и, подойдя на километр к позициям оборонявшегося здесь красного батальона, залегли и стали окапываться. Не дожидаясь, пока противник подготовит позиции, комбат поднял красноармейцев в контратаку. Белые были сбиты и отошли. При этом было взято 9 пленных из Екатеринбургской дивизии и 2 пулемета. Потери 269-го полка составили 10 раненых, в том числе командир 6-й роты Хрипунов Григорий и 1 пропал без вести. Вскоре, линию фронта перешли перебежчики из 2-го Екатеринбургского полка. С их слов, деревню только что атаковали 1-й и 2-й Екатеринбургские полки, а 3-й полк стоял в резерве в д. Селезневке. Севернее находилась Красноуфимская бригада и 1-я Сибирская казачья дивизия, которые должны были отрезать тыловые дороги. И действительно, вскоре левее расположения 269-го красного полка, белая конница сбила красную конную заставу на дороге из д. Бердюгино в д. Зимовье Кайнакское, но, подскакав слишком близко, была отбита огнем красных цепей.

19 сентября 1919 года, в связи с отступлением полков 2-й бригады к с. Нижнеманайскому, комбриг Брок также оставил попытки перейти в наступление и отдал своим полкам приказ отступать. Последние красные части оставляли армизонскую землю… К вечеру 268-й Уральский полк покинул д. Гнилая (Дресва) и отошел к д. Чистовка.

Всего в боях под д. Гнилая (Дресва) части 3-й бригады (в основном 268-й Уральский полк) в период с 15 по 20 сентября 1919 года потеряли 3 убитыми, 5 ранеными (из них 1 командир), 2 пропавшими без вести. Следом за ним, в деревню вошло около 800 сабель бе-лой конницы. Ее разведка в 60 сабель стала выдвигаться в сторону д. Дорохино и вскоре наткнулась на конную заставу 270-го Белорецкого полка, оставленную на дороге ведущей в д. Зимовье Кайнакское. Застава отбила белых разведчиков огнем. 269-й Богоявленско-Архангельский полк, продолжал занимать свои прежние позиции. В целом же день на участке бригады прошел тихо.

…Так и завершились сентябрьские бои 1919 года на армизонской земле. В них красные части 30-й дивизии понесли большие потери. Всего же с 1 по 15 сентября 1919 года по подсчету штаба дивизии ее части потеряли 129 убитых, 889 раненных, 115 пропавших без вести, 47 контуженных. Были утрачены 60 лошадей, 3 седла, 3 шашки, 159 винтовок, 14 пулеметов, 3 телефона, 12 км кабеля, 126 лопат. В свою очередь, ими были взяты 1191 пленный, принято 37 перебежчиков, захвачены 3 седла, 3 повозки, 11 пулеметов, 239 винтовок, 51000 патронов.

Полки 30-й дивизии стали единственными, кто не отошел за реку Тобол в ходе общего отступления, а сохранил плацдармы на правом берегу.

5.Подготовка белых и красных войск к новым боям.

…Итак, последнее осеннее наступление белой армии, несмотря на блестящее начало, в итоге окончилось полным проигрышем. Форсировать реку Тобол белым армиям так и не удалось. Недостаток сил и отсутствие заранее подготовленных резервов остановили преследование отходящих красных частей, дав им возможность привести себя в порядок и усилиться. Таким образом, кажущаяся победа обернулась полным поражением. Все чувствовали, что последняя ставка бита. Наступившее на линии реки Тобол затишье, расценивалось как затишье перед бурей. Особенно тяжелый урон понесла белая пехота, лучшие части которой были обескровлены. Именно в этот момент определилось стратегическое крушение Колчака. В этом провале операции огромную роль сыграло мужество и самоотверженность красных частей. Генерал Сахаров писал о красных полках, что они: «… проявили в сентябрьские дни 1919 года очень много напряжения, мужества и подвигов, которые в Императорской армии награждались Георгиевскими знаменами. Они бросались, ища выхода, в разные стороны, проявляя высокий дух и доблесть, и частью прорывались ночными боями из почти замкнутого кольца». В результате: «…начиная с 10-11 сентября, вся операция для белых войск свелась к труднейшему и малорезультативному фронтальному наступлению, при отсутствии какого-либо маневренного замысла, которое не могло уничтожить красные армии. В течение двух недель войскам… приходилось шаг за шагом бить красных в ряде непрерывных боев, производя маневры одними и теми же силами. …Бои шли упорные и жестокие, так как красные не только оказывали стойкое сопротивление, но и сами пытались переходить в контратаки».

По оценке красного начдива Эйхе, в этой операции, «…искусство белого командования маневрировать… и неспособ-ность белого командования развить достигнутый успех сказались полностью».

Как сделал вывод военный исследователь Поляк:«…Вследствие упорства и самоотверженности красных частей, белые, хотя и оттеснили их за Тобол, но сами подошли к реке с истощенными силами…».

Моральное состояние белых войск оказалось значительно подорванным. При отходе к Тоболу, им были нанесены значительные раны, на излечение которых был необходим длительный период времени. Вместе с тем, белое командование не имело средств это сделать. По признанию Сахарова, все имевшиеся в наличии ресурсы были целиком брошены в наступление и там израсходованы, а проводимая в ближайших тылах армии мобилизация затянулась, и в ближайшее время положительных результатов дать не могла. Эта операция окончательно сломила силы белого Восточного фронта...

Правда, командующий белым фронтом генерал Дитерихс, еще сохранял надежду. В специальной телеграмме, он объяснял, что «…Как бы не было нам тяжело, но мы должны проявлять максимум упорства, чтобы красные не взяли ни одного человека с Восточного фронта. Если за октябрь красные не усилятся против Деникина, то к середине октября он возьмет Москву».

Продолжение следует...