Медиакарта
21:13 | 31 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Первые шаги в школьном мире

Завершается первый месяц учёбы в школе – самый сложный период для первоклассников. О том, как проходит адаптация к новым условиям и как вести себя родителям с детьми в это время, высказывает мнение опытный учитель начальных классов школы № 1 Анна Ляхова.

– Пока мои первоклашки тяжело включаются в учебную деятельность: рассеянны, часто отвлекаются. Не слышат, что я говорю, не могут контролировать свои действия из-за повышенной эмоциональной возбудимости, которая возникает под воздействием стресса в новых условиях, – рассказывает Анна Арнольдовна. – Сейчас они пребывают в состоянии крайнего нервного напряжения и сильно устают. Им нужно время, чтобы привыкнуть к новой для них обстановке, усвоить правила поведения в классе и школе. Важна интеллектуальная готовность ребёнка к обучению. Придя в первый класс, они должны уметь хоть немного читать и писать. Большинство моих учеников обладают этими навыками. Ребятишкам предстоит поработать над развитием памяти и мышления, научиться быть внимательными, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, управлять собой. Прошу родителей дополнительно заниматься с детьми, обязательно интересоваться, чему научились на уроке. Если что-то у первоклассника не получается, не ищите причины в некомпетентности учителя или мешающем соседе по парте. Не теряйте времени на разбирательства, лучше уделите больше внимания начинающему ученику, поддержите его в трудный период, он нуждается в одобрении взрослых. Полноценному учебному процессу сильно мешает необходимость в многократном обращении к детям. Эта привычка сформировалась у них в семье, но у учителя нет возможности на уроке по десять раз говорить одно и то же каждому из двух десятков учеников. Приучайте детей к самостоятельности, давайте поручения и определите обязанности по дому. Не собирайте за них портфели и не делайте домашние задания. Наберитесь терпения и не выполняйте за детей то, с чем им самим справиться по силам, иначе сформируете устойчивое понятие, что другие всё сделают за них. Не воспитывайте в них иждивенчество, но не переборщите, во всём нужно знать меру. Поделюсь своими наблюдениями из опыта работы. Часто родители при детях обсуждают педагога. Не стоит так поступать, нельзя подрывать авторитет учителя. Нужно, наоборот, учить ребёнка уважительно относиться к взрослым.

Первые дни ребёнка в школе – сложное испытание для него. Чтобы ребёнок с радостью ходил в школу, педагог-психолог школы № 1 Анна Смирнова советует родителям соблюдать такие рекомендации:

– Обязательно хвалите ребёнка даже за совсем маленький успех и никогда не сравнивайте его с другими. Это ведёт либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе. Помните, что ребёнок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он поверит в то, что ничего не умеет. Заметили ошибку, обратите внимание ребёнка и предложите исправить. Если ребёнок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к его выполнению. Но всё-таки постепенно приучайте ребёнка, чтобы он в течение пятнадцати–двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь. Если ребёнок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Нельзя пугать его двойками и наказанием за плохое поведение. Не стесняйтесь консультироваться со специалистами психолого-медико-педагогической службы. К ним можно обращаться по телефону 2–88–67. Учёба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребёнку сюрпризы. Радуйте его, чтобы он ходил в школу в хорошем настроении. Выстройте строгий распорядок дня и следите за его исполнением. Нужно, чтобы ребёнок просыпался и ложился спать в одно и то же время. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность, лучше почитайте книгу. Обязательны прогулки на свежем воздухе. Питание должно быть сбалансированным, не рекомендуются перекусы.

Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные требования, которые должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными и спокойными. Больше говорите с ребёнком для того, чтобы он, во-первых, чаще слышал правильную, неторопливую, выразительную речь взрослого, которая является для него образцом, а во-вторых, чтобы развивать активную речь будущего первоклассника. Необходимо добиваться полных ответов на ваши вопросы, стараться дослушивать до конца, иногда специально изображать непонимание, чтобы ребёнок более подробно вам что-либо объяснил. Понимание с полуслова или даже с жеста не очень полезно для развития речи ребёнка. Лучше всего не отдавать детям команды: принеси то, сделай это, убери на место, а превратить их в вежливые просьбы. Ещё один важный момент: научите ребёнка правильно реагировать на неудачи. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с детьми.

Сейчас для первоклассников ежедневно проводится три урока по 35 минут. В таком режиме они будут учиться всю первую четверть, а со второй добавится ещё шесть часов внеурочной деятельности в неделю.

Во время первых школьных каникул стоит поощрить ребёнка за проделанную работу, даже если результаты окажутся не очень высокими. И не страшно, если первое время что-то будет получаться плохо, гораздо важнее, чтобы оставалось стремление сделать лучше.

Фото Алексея БОДРОВА

Автор: Оксана ТИТЕНКО