Люди старшего поколения активно участвуют в жизни общества, а потому так важно их самочувствие, которое непосредственным образом связано с состоянием здоровья. Пожилых людей, которые могли бы похвастаться хорошим здоровьем, мало. Практически все они страдают хроническими заболеваниями, нуждаются в медицинской помощи и лекарственном обеспечении. В связи с чем остро встают вопросы качества предоставления медицинских услуг.
Об этом наш разговор с заведующей поликлиническим отделением Юргинской районной больницы, врачом-терапевтом В.В. ИГНАТЬЕВОЙ.
– Вера Викторовна, как организована медицинская помощь в больнице?
– Существуют следующие виды помощи: неотложная, первичная, стационарная, высокотехнологичная. О последней скажу подробнее. Вы наверняка слышали о том, как много федеральных средств выделяется, чтобы организовать региональные центры по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи – это и по профилю сердечно-сосудистой патологии, и по профилю травматологии, и онкологии. В нашем регионе созданы огромной Федеральный центр нейрохирургии, Тюменский кардиологический центр и уникальный Радиологический центр в Патрушевой, аналог которому есть только в Санкт-Петербурге. Операции, о которых мы раньше могли только мечтать, стали теперь рутинными. Например, сделать на сердце операцию шунтирования коронарных артерий сегодня – равносильно тому, чтобы сделать операцию по удалению аппендицита. Очередь плановая очень небольшая, по времени – не больше месяца.
– У медиков есть понятие «золотой час». Что он означает?
– В случае получения пострадавшим тяжёлой травмы, особенно при внутреннем кровотечении, для предотвращения шока и других осложнений требуется срочное хирургическое вмешательство. В связи с этим вопрос оперативной доставки пострадавших в медицинское учреждение либо оказания им первой помощи на месте получения травмы имеет первостепенное значение. Поскольку некоторые травмы вызывают быстрое ухудшение состояния пациента, время между получением травмы и оказанием медицинской помощи в идеале должно быть сведено к минимуму. «Золотой час» – это время, в течение которого вероятность того, что лечение предотвратит смерть пациента, наиболее высока.
Если при инфаркте миокарда оказать своевременную помощь – в течение первого часа, то инфаркт не успевает развиться, угроза для жизни не возникает, человек не становится инвалидом. В области есть Региональный сосудистый центр, который курирует первичные сосудистые отделения для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения. Такое отделение действует и в Ялуторовске. У нас проблема в чём? В своевременном обращении. Как правило, если у человека ноет сустав, он незамедлительно набирает «03», вызывая врача на дом, а вот при сердечной боли – лишь на третьи сутки. Ни о каком «золотом часе» в данном случае говорить не приходится.
Для больного с инфарктом важно вовремя пройти тромболитическую терапию. Это когда в кровеносный сосуд вводится препарат, растворяющий тромб. Чтобы не терять драгоценные минуты, созваниваемся с Ялуторовском, и их «Скорая помощь» едет навстречу нам, прямо в машине вводится препарат или тромб просто разрушается механически катетером. За этот год только два человека смогли пройти тромболизис.
– Реорганизация как-то решила кадровую проблему?
– Дефицит кадров – основная наша проблема. Первичную медицинскую помощь нельзя представить без терапевтического звена. В районной больнице укомплектованность терапевтами практически стопроцентная. Чего нельзя сказать об узких специалистах. Каждый год приглашаем в район молодых специалистов. Но они как не ехали к нам, так и не едут. Программа привлечения молодых специалистов в село не работает. По опыту знаю, даже если человек приезжает, то через полгода-год уходит в декрет, ребёнку исполняется три года – выходит на работу, но так как ребёнок часто болеет, он в основном находится на больничном. Так проходит пять лет, после которых участник программы волен в выборе места жительства.
Среди студентов есть такие, кто учится по целевому направлению от больницы. После окончания вуза они обязаны вернуться в район, но на практике к нам никто не вернулся. Департамент здравоохранения перераспределяет выпускников по своему усмотрению, «закрывая» дефицит врачей в областных учреждениях здравоохранения.
Когда объединяли больницы в Голышманово, Аромашево, Омутинке и Юрге, предусматривали решить кадровую проблему. Отчасти так и произошло. Два раза в неделю к нам приезжает гинеколог, раз в неделю – фтизиатр, лор и невролог. Что касается невролога, этого оказалось недостаточно, наши потребности в услугах этого специалиста больше.
Учитывая дефицит кадров на селе, Министерством здравоохранения России был издан приказ, по которому функции врача-терапевта частично возложены на фельдшеров ФАПов. Чтобы «разгрузить» приёмы, чтобы люди не стояли в очереди, чтобы хроническим больным облегчить ежемесячное выписывание лекарственных препаратов – в поликлинике открыт кабинет медико-санитарной помощи, где работает фельдшер. В связи с открытием данного кабинета возникла другая проблема: люди, поняв, что это быстро и удобно, берут карточку, выписывают рецепты и… всё. Когда начинаю просматривать карточки и анализировать, то выясняется, что рецепты действительно выписаны, но нет ни анализов, ни обследований. А ведь назначение лекарств необходимо менять. Человек должен показываться доктору для коррекции терапии.
– Оптимизация затронула стационар. Как сказалось на юргинцах сокращение койкомест?
– Наше население больших перемен не ощутило: было закрыто всего несколько коек. Основное показание для стационарной помощи – необходимость в круглосуточном медицинском наблюдении. Чтобы получить несколько таблеток или прокапать капельницу, не обязательно лежать в стационаре круглосуточно. Существует дневная форма. Она у нас работает, поток большой – услуга востребована.
Что касается лекарственного обеспечения в стационаре. Всё лечение базируется на принципах доказательной медицины. Оптимальное сочетание лекарственных препаратов – её основа. Все жизненно необходимые лекарства, которые входят в стандарт лечения основных заболеваний, в стационаре есть. Кстати, после укрупнения медучреждений с лекарственным обеспечением стало легче.
– Пожилые люди чаще всего, в силу своего физического состояния, вызывают врача на дом. Насколько эти вызовы оправданы?
– Начну с того, что скорая помощь является достаточно дорогим видом медицинской помощи. Около 90 процентов всех вызовов – необоснованные. Поэтому данную службу разделили на две: скорую и неотложную.
Скорая – оказывает помощь людям в угрожающих для жизни ситуациях, включая кровотечение, травмы, боль в сердце, нарушение движений в конечностях (подозрение на инсульт), не купирующийся своими средствами гипертонический криз.
У нас существуют стимулирующие выплаты к зарплате, идёт еженедельный мониторинг. Если хронические больные сделали больше десяти вызовов за неделю, то стимулирующие надбавки снимаются с доктора. Замечу, в последнем законе об охране здоровья граждан сказано: ответственность за здоровье возложено на самого пациента, который обязан измерять артериальное давление, следовать назначению врача. До этого времени данные обязанности возлагались на врача.
Неотложная – та же скорая помощь, с тем же оснащением, только при поликлинике. Она выезжает к хроническим больным.
Организация работы двух бригад объясняется необходимостью выезжать за пределы района, в тот же Ялуторовск везти человека с инфарктом или инсультом.
– Вера Викторовна, существуют ли проблемы с лекарственным обеспечением льготных категорий граждан?
– Это больная тема. Сумма, отпускаемая на лекарства для льготников, не меняется на протяжении многих лет: для федеральных – которые имеют группу инвалидности – 6 миллионов рублей, для территориальных – 2 миллиона 400 тысяч рублей. Что касается шести миллионов. На нашей территории располагается Лесновский психоневрологический интернат, в котором проживают 530 клиентов. Когда составляем заявку на психотропные препараты, у нас уже получается сумма 6 миллионов 700 тысяч рублей. Сумма выше отпускаемой. Это значит, что даже заявку по интернату мы не можем покрыть, не говоря уже о других больных. Клиентам ПНИ поменяли препараты на более дешёвые и длительно действующие, поэтому в этом году нам удалось выделить для наших больных из числа федеральных льготников 2 миллиона рублей. Сумма недостаточная, поэтому в первую очередь удовлетворяем потребность в инсулинах, снижающих сахар препаратах, препаратах для астматиков и обезболивающие для онкологических больных. Все остальные лекарства – по остаточному принципу.
– Как работаете с пациентами, которые не удовлетворены качеством медицинского обслуживания?
– Вопросы и проблемы, которые возникают у больных, стараемся решить. В регистратуре поликлиники есть «Книга жалоб и предложений». Для решения экстренных вопросов существует дежурный администратор, номер его телефон висит в регистратуре. Есть официальный сайт больницы, посредством которого можно обратиться непосредственно к главному врачу. Кроме того, в регистратуре есть почтовый ящик главного врача – это одна из возможностей обратиться анонимно, написать письмо с вопросами, просьбами, предложениями. Ящик проверяется ежемесячно.