ГАУ ТО «Тобольский межрайонный центр ветеринарии» возглавила Ия Климова.
В 2000 году она окончила Тобольский сельхозколледж, в 2010 году – Тюменскую сельхозакадемию. Свою трудовую биографию начала на Вагайской станции по борьбе с болезнями животных. С 2012 года Климова работала директором станции. После объединения ветеринарных служб Тобольского, Вагайского, Уватского районов ей предложили директорское кресло объединённой структуры.
Хотя… Про кресло – это так, привычная формулировка. А ветеринарам во главе с директором приходится больше времени проводить на выезде. Но вот, повезло – застала директора в кабинете и даже на беседу напросилась.
– Ия Сергеевна, несут ли опасность для здоровья домашних животных дикие звери?
– Конечно, из дикой природы можно занести всё, что угодно. Чтобы обезопасить себя и свой скот, необходимо ставить прививки. Многие люди обращаются к нам, обес-покоенные тем, что на дорогах видят диких животных. Вообще-то здоровый дикий зверь не станет вторгаться в мир человеческой цивилизации. Скорее всего, это больные, ослабленные особи. Но, к счастью, за последние годы случаев бешенства не наблюдается. Однако успокаиваться на этот счёт не стоит.
– А как обстоят дела со здоровьем у крупного рогатого скота?
– Вакцинацию сельхозживотных мы проводим два раза в год: в осенний и весенний период. Проводим бесплатно. Об этом знают все сельские жители. Платно проводим лишь исследование крови у сельхозживотных. Сибирской язвы у нас на территории нет, давно уже нет бруцеллёза.
Лейкозных коров в Тобольском районе единицы. И мы рекомендуем их ликвидировать. Хозяева в личных подсобных хозяйствах в этом вопросе дисциплинированные. Из крупных хозяйств небольшой процент лейкозного скота был в «Рассвете», но они нас заверили, что этих коров уже нет. Поедем туда с проверкой. Научно не доказано, что лейкоз у коров опасен для здоровья человека. Но лучше перестраховаться, ведь молоко пьют наши дети.
– А как защитить домашнюю птицу от болезней, разносчиками которых могут стать перелётные птицы?
– Мы ежегодно ездим по сельским поселениям и производим забор крови у домашних птиц согласно плану. Кровь сдаём на исследование в областную лабораторию.
– Как вам кажется, хорошо ли развивается в Тобольском районе животноводство?
– Я бы сказала, слабо. Это относится и к другим двум районам. Раньше были колхозы и совхозы. Много сеяли, богатые урожаи собирали, тогда крупного рогатого скота держали в разы больше. А у фермеров не тот размах.
Сейчас далеко не каждый частник решается завести корову, так как возникает проблема с комбикормом, ценой на него. Ещё одна проблема – некуда мясо сбыть. Вы, наверное, знаете, что вступил в силу регламент таможенного союза. Мясо, согласно регламенту, должно направляться только на забойный пункт. У нас ближайший забойный пункт в Ярковском районе. Пока, правда, частник реализует мясо на рынке, где работают ветсан-эксперты. Но с 2018 года и эта лазейка прикроется.
– Как же выйдут из положения наши сельхозтоваропроизводители, особенно те, что занимаются мясным животноводством?
– В Тобольском районе пытаются открыть на базе ООО «Баргузинская» забойный цех. Но при этом не стоит забывать, что оборот такого цеха в день – пять-семь голов. У нас же пока в неделю столько проходит. Цех должен себя окупать, в убыток ни один предприниматель не согласится работать. Значит, придётся наращивать поголовье крупного рогатого скота в районе.
– Можно ли говорить о ветеринарном благополучии нашей зоны?
– Подтверждаем, что во всех трёх районах это так.
– Каким коллективом вы поддерживаете это самое ветблагополучие?
– На три района у нас работает 47 ветеринаров. Тобольский район обслуживают 11 ветеринаров. На поголовье крупного рогатого скота в 5 300 этого штата хватает.