В посёлке Лебедёвка уже давно остро стоит вопрос строительства канализационных очистных сооружений. Но почему интересы сельских жителей пошли вразрез с этой необходимостью?
Сначала немного истории. Свыше шести десятков лет назад образовалась Лебедёвская областная психиатрическая больница, где два десятка больных лечил один врач-психиатр и семь медсестёр. Позже общая численность больных, медицинского и обслуживающего персонала доходила до трёх тысяч человек. Естественно, в разы выросли и объёмы отходов жизнедеятельности.
Их, а потом и отходы населения, и предприятий посёлка размещали в болотце в окрестном лесу.
После жалоб населения на загрязнение леса природоохранные и надзорные органы штрафовали сначала поселковое ЖКХ, которое вскоре было расформировано, а позднее и психобольницу. Пришло время кардинально решать в Лебедёвке застарелую проблему с отходами.
Сегодня в области нашлись деньги на проектирование и строительство полигона бытовых отходов и канализационных очистных сооружений (КОС). Прошли заключительные общественные слушания по планировке линейного объекта. И тут полтора десятка инициативных лебедёвцев высказали претензии как по размещению очистных сооружений, так и по месту сброса стоков после очистки.
Они предложили вынести водоочистку стоков с учётом розы ветров за пределы посёлка, не трогая пруд на реке Синьга в старой Лебедёвке, потому что со своих скромных доходов запускали в водоём мальков карпа и толстолобика. К тому же это единственное чистое место, где отдыхают, ловят рыбу, купаются не только лебедёвцы, но и жители окрестных деревень. В Лебедёвке есть ещё одна речка – Крутишка, но, видимо, стоки со старой свалки с грунтовыми водами добрались-таки до неё. Сейчас в ней не купаются и рыбу не ловят – отпугивает запах канализации.
Ещё люди боятся, что сильнейшие химикаты, используемые для дезинфекции туберкулёзных отделений больницы, уничтожат и микроорганизмы, которым предстоит очищать канализационные стоки. А ведь есть ещё и гепатит, и ВИЧ!
А вот точка зрения на ситуацию Евгения Пронечкина, председателя комитета по архитектуре:
– В Европе сточные воды тоже сбрасывают в реки, причём сбросную трубу располагают выше водозабора. Европейцы так качественно чистят свои жидкие бытовые отходы, что после перемешивания с речной, воду снова можно брать для водоснабжения. У наших же людей в голове не укладывается такой порядок: а вдруг авария, отключение света или ещё какая-нибудь напасть? Кстати, очищенные канализационные стоки в Заводоуковске, поступающие в реку Ук, в разы чище, чем вода выше сброса.
Евгений Юрьевич подтвердил, что строительство канализационных очистных сооружений стоит на контроле областной природоохранной прокуратуры. Генеральный план развития нашего округа утверждён в 2007 году. Информацию о строительстве КОС в Лебедёвке уже тогда никто не скрывал. За это время специалисты администрации округа готовили несколько публичных слушаний по развитию посёлка и перспективному строительству жилья и промышленных объектов. Другое дело, что на публичные слушания никто из лебедёвцев не являлся. Дважды в год последние пять лет Александр Анохин, глава городского округа, на встречах с лебедёвцами регулярно рассказывал о намечаемых плановых ремонтах и новом строительстве. Кстати, инициативные лебедёвцы чистосердечно признались, что на встречах с главой они тоже не присутствовали.
А необходимые согласования, экспертизы проекта, как и разрешение на строительство КОС, без которых не было бы принято решение о начале работ, есть. На стадии же публичных слушаний по проекту планировки, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, уже поздно вносить в проект какие-либо изменения по месту расположения и сбросу, тем более что вокруг посёлка – леса Гослесфонда, находящиеся в федеральной собственности. Снова заказывать проект, проходить все согласительные процедуры – и дорого, и долго. Если остановить строительство, то область найдёт, куда потратить выделенные на лебедёвскую проблему деньги, а вот без КОСа само существование психобольницы в посёлке невозможно: загрязнять природу дальше прокуратура не позволит. А что станет с Лебедёвкой без этого градообразующего лечебного учреждения, понятно всем.