Медиакарта
16:06 | 25 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Мама - это прекрасный и удивительный мир, который вокруг меня, внутри меня! Мама - это жизнь...

Ведущая роль в психическом развитии ребенка, как до его рождения, так и в последующем развитии принадлежит маме. Она обеспечивает малышу оптимальные  условия не только для выживания, хорошего состояния здоровья и физического развития, но и заботится о психическом развитии. Она не только ухаживает за малышом, но и знакомит его с окружающим, направляет и формирует его активность. А в ответ на заинтересованное, доброжелательное отношение матери у ребенка очень рано формируется потребность в общении с ней и окружающим миром. Ведь недаром первое слово, произнесенное малышом, является слово «мама»!

Обычно  женщины не придают значения тому факту, желанным или нежеланным появляется на свет ребенок. А наука  уже с уверенностью утверждает: психика нежеланного  ребенка травмирована еще до рождения. При длительных стрессовых состояниях в крови матери образуется избыточное количество стероидных гормонов, проходящих плацентарный барьер и влияющих на формирующийся мозг ребенка. Величина и характер эмоционального контакта между матерью и еще не родившимся ребенком, возможно, являются самым решающим фактором из влияющих на возникающую психику ребенка.

Нелюбимый или нежеланный ребенок не вызывает к себе положительных эмоций. Которые так необходимы для формирования привязанности, чувства безопасности, уверенности в своем благополучии и дальнейшего развития.
Мать - это первая вселенная ребенка, его «живая сырьевая база», как с материальной, так и с психической точек зрения. Именно  неправильное поведение матери во время беременности, ее излишне эмоциональные реакции  на стрессы, которыми насыщена наша тяжелая  и напряженная жизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых осложнений у детей, как неврозы, тревожные состояния, отставание в умственном развитии и многие другие патологические состояния.
Мать  является также посредником между внешним миром и ребенком. Формирующийся в утробе матери ребенок не воспринимает этот мир напрямую. Однако он непрерывно улавливает ощущения и чувства, которые вызывает у матери окружающий мир, регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.
Такие отрицательные эмоции, как страх, ревность, злоба, несчастье и душевная боль приводят к появлению у мамы чувства тяжести, плохого самочувствия и закрепощения. Радость же вызывает у нее чувство душевного комфорта, что положительно влияет на ребенка. Музыка, поэзия, пение, искусство, природа помогают достигнуть этого состояния.
Если  мать регулярно разговаривает с  ребенком во время беременности, то почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать ее голос. Причем он будет действовать на малыша как прекрасное успокоительное средство при снятии сильного эмоционального напряжения.   
Рождение для младенца — это стресс, справиться с которым ему помогут объятия (прикосновения) матери и звуки ее сердца — источники чувства безопасности младенца. Очень важно, чтобы новорожденный не позже 24 часов после рождения побывал на руках у матери, тогда возникшая привязанность «мать - ребенок» будет особенно сильной.
На ранней стадии возникновения привязанности между матерью и ребенком особое значение имеет тесный телесный контакт между ними. В этой связи неправильно не брать плачущего ребенка на руки. Необходимо удовлетворять его потребность в контакте, в результате чего сформируется чувственное впечатление — любовь. Если все-таки ребенка не берут на руки, он не будет плакать, у него появится «хорошее поведение» (фактически безразличное), однако его эмоциональное развитие нарушится и сделает его недостаточно защищенным от стрессов. Новорожденный очень чувствителен к прикосновениям, от одних он возбуждается, другие его успокаивают. Начиная с 10-дневного возраста, у младенцев можно отметить проявления грусти и радости. Он тревожится, будучи голодным и выглядит удовлетворенным после кормления. Сначала эти чувства очень примитивны, но их прогресс заметен даже на первом году жизни. При тесном контакте матери и ребенка создается система общения: мать при первых же криках, беспокойстве малыша знает и понимает, что его тревожит, в какой помощи он нуждается, ребенок криком извещает о своей потребности.
Нарушение системы общения между матерью и ребенком может сделать мать нечувствительной к потребностям малыша. Она может решить, что у него все в порядке. В этом случае она не обеспечит ему всего необходимого для формирования привязанности, эмоциональной связи. Сформированная эмоциональная связь между матерью и ребенком побуждает его искать у родительницы защиты при любом проявлении опасности, осваивать под ее руководством все необходимые навыки, без которых у него не разовьется необходимое для жизни чувство безопасности и уверенности в своих возможностях.
Исследования показали, что лишение материнской заботы почти всегда ведет к задержке развития ребенка – физического, интеллектуального, социального, могут появиться симптомы физических и психических болезней. Реакцией на отсутствие материнской заботы может являться асоциальная агрессивность, замкнутость, сверхзависимость, излишняя готовность к подчинению и глубокая тревожность. Для психического здоровья ребенка необходимо, чтобы его отношения с матерью приносили взаимную радость и тепло. Связь ребенка и матери обусловлена выраженной потребностью малыша в близости к ухаживающему за ним человеку. Такая близость обеспечивает безопасность, позволяет заниматься малышу исследовательской деятельностью, обучаться, адаптироваться к новым ситуациям. Потребность в близости – базовая потребность ребенка. Однако сильная привязанность сможет возникнуть лишь, если мать будет эффективно реагировать на плач ребенка от боли, голода или скуки. При этом для успокоения малыша ей придется стимулировать его звуком голоса, предоставлением ему возможности сосания груди или пустышки, укачиванием на руках или в кроватке.
Развитию положительных эмоций, важных для возникновения любви с одной стороны и укрепления жизненного тонуса с другой способствуют игры с ребенком. Эти игры носят характер диалога, в котором взаимодействующие обмениваются вербальными (мать) и невербальными сигналами (мать и ребенок). Дети, которых матери быстро успокаивают, плачут гораздо меньше тех, к кому не подходят. Таким образом, сила привязанности ребенка, то есть переживание своей защищенности и, в значительной мере, уверенности, определяется двумя необходимыми качествами матери: во-первых, готовностью незамедлительно помочь ребенку, когда он тревожится (плачет), во-вторых, активностью материнского взаимодействия с ребенком и способностью к общению с ним.
К сожалению, существуют препятствия, которые могут помешать матери правильно воспитывать ребенка. Установление глубокой эмоциональной связи между матерью и ребенком может затрудняться незрелостью чувств и характера матери, ее неуравновешенностью. Препятствием может быть юный (до 18 лет) возраст матерей. В половине случаев зачатие у них происходит случайно, беременность оказывается незапланированной, а ребенок нежеланным не только для будущей матери, ее полового партнера, но и для родственников. Естественно, что социальная и психологическая неподготовленность к осуществлению обязанности матери не позволят женщине создать положительную эмоциональную среду, необходимую для формирования глубокой привязанности между матерью и ребенком.
И все-таки! Хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что ведущая роль в формировании личности ребенка, его жизненного сценария принадлежит маме. Может эта статья заставит мам призадуматься, пересмотреть свое отношение к рождению ребенка, его воспитанию. Некоторых заняться самовоспитанием и самообразованием.
А закончить нашу статью словами одной девочки, написавшей эти прекрасные строки: «... Став взрослой, я смогу, как мама, приходить с работы и, несмотря на усталость, обращаться к своим детям с лучезарной улыбкой. Я буду любить, гладить, целовать, вдыхать родной запах своих деток и обязательно сделаю их счастливыми, стану лучом солнца и буду согревать их души всю жизнь! Я мечтаю быть для своих детей тоже спасательным кругом… Всегда пойму, помогу и прощу!». Хотелось бы пожелать всем мамам, чтобы именно так ваши дети сказали о вас!

По материалам Интернета подготовила Г.А. Ивлева, заведующая отделением дневного пребывания несовершеннолетних и реабилитации инвалидов КЦСОН