Медиакарта
23:48 | 20 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Акция: поделись памятью

11:02 | 28 октября 2016
Источник: Слава труду

30 октября в России отмечается День памяти жертв политических репрессий. Дата была выбрана в память о голодовке, которую 30 октября 1974 года начали узники мордовских и пермских лагерей. Политзаключённые объявили её в знак протеста против политических репрессий в СССР. В этот день вспоминают миллионы людей, которые были необоснованно подвергнуты репрессиям, отправлены в исправительно-трудовые лагеря, в ссылку, лишены жизни. В Аромашевском районе к этой дате проводятся различные мероприятия в память о земляках – жертвах политических репрессий: навещают семьи, где живы дети, чьи родители подверглись гонениям и, зачастую, лишились жизни в суровые годы террора. В настоящее время в селе Сорочкино проживают два человека (В.Я. Романюк и Н.П. Плесовских), чьи родные были репрессированы. Материалы о судьбах этих «детей врагов народа» прислала в редакцию библиотекарь сельской библиотеки Елена Павловна Бакланова.

Лишили отца и Родины

• В.Я. Романюк.

В лютые годы гонения, с тридцатых по пятидесятые годы прошлого столетия, многие люди не понимали, за что их целыми семьями местные власти выгоняли из своих домов. Ужасы репрессий охватили всю страну, не оставив в стороне и нашу сорочкинскую территорию. Наш земляк   В.Я. Романюк в то страшное время лишился отца.

Было время, когда родители Владимира Яковлевича жили на хуторе в большом доме с огромным садом поблизости и речкой в Липецкой области на Украине. Там он и родился  16 сентября в 1940 году. Своё детство помнит небольшими эпизодами. Володя стал четвёртым ребёнком, всего в семье было пятеро ребятишек. У отца была сапожная мастерская, он сам выкраивал и шил сапоги, мама хорошо вышивала рубашки, полотенца и разную женскую одежду, держали корову и лошадь. В 1941 году началась война, главу семьи забрали на фронт, откуда он демобилизовался по ранению в голову. Владимир Яковлевич вспомнил, как ему рассказывали, что во время войны, когда наши наступали и гнали немцев, в их доме был штаб          Советской армии.

– В 1947 году всю нашу семью сослали в Сибирь. Мама всё спрашивала: «За что?» И горько плакала. Отца больше не видели, он умер в тюрьме. Помню, как нас всех усаживали на подводы и везли на станцию. Тёплые вещи брать не разрешили, говорили, что в Сибири также тепло, что со всем разберутся и отпустят нас домой. Ехали до места назначения долго. Попали мы в Омскую область в Усть-Ишимский район. Когда приехали, стали жить в бараках, было холодно, кормили плохо. Мне кто-то из взрослых из ватных штанов смастерил одежду. До сих пор не понимаю, как мы выжили. Мама со старшими братьями работали на лесозаготовке. Вскоре мама заболела тифом, её увезли в больницу. Нас, младших детей, хотели забрать в детдом, но старшие не отдали, спрятали вглубь барака под нары. Мы все верили, что мама вернётся, и она вернулась, выжила. Мама от отца получила одно письмо, которое хранила до самой своей смерти. Она часто сквозь слёзы приговаривала: «За что все эти беды?» – вспоминал В.Я. Романюк.

Владимир Яковлевич окончил школу, отслужил в армии, потом женился. В 1957 году семью признали реабилитированной. Уехать обратно на Родину, на Украину, не получилось, да и в документах было написано, что имущества никакого нет, куда было ехать? В 1981 году приехали жить в Сорочкино. Всю жизнь вместе с женой работали, поднимали троих детей, ушли на пенсию. Сейчас В.Я. Романюк живёт у дочери Людмилы Кругловой, у него пять внуков и двое правнуков. Из всех его братьев и сестёр в живых осталась  старшая – Маруся, которая сейчас живёт в городе Омске.

Суровая правда жизни

• Н.П. Плесовских.

Жертвой политических репрессий оказалась семья   Н.П. Плесовских из Сорочкино. Надежда родилась в 1928 году в деревне Осиновка Аромашевского района. У её родителей Петра Андреевича и Екатерины Ивановны Бёрдовых было девять детей, выжило семь. В 1933 году семью раскулачили. По словам Надежды Петровны, в домашнем хозяйстве у них были молотилка и домашний скот. Всё забрали и выгнали из родного дома, который строили своими силами, заставили работать в колхозе. В дом Бёрдовых на лето привозили пионеров, а семью приютила родная сестра отца, у которой было три дочки и муж. Позднее родителям Нади разрешили жить в половине своего дома. Трудились взрослые в то время на разных работах, а дети вместе с дедом оставались на хозяйстве.

– Весной 1938 года отца по доносу арестовали и увели в контору, потом – в Аромашево и дальше в Омск. Мать пыталась его найти, посылала запросы во все инстанции, ответ был простой: «Переписка невозможна». Семью обложили налогами, а платить было нечем, очень трудно было жить, – вспоминала Н.П. Плесовских.

В школу Надя пошла в восемь лет, училась хорошо, нравилась математика. Окончила четыре класса в Осиновке. В 1941 году началась война, старшему брату в то время исполнилось 16 лет, Наде – почти 13 лет, а младшим ещё меньше. С детских лет Надежда Петровна познала все тяготы колхозной работы, когда трудиться приходилось наравне со взрослыми. Две зимы проработала на лесозаготовках в Заводоуковске, очень было тяжело. Три года была учётчиком в колхозе по тракторам, через каждые пять дней ходила с отчётом пешком в Аромашево и обратно. А ещё девушка почту носила, нянечкой за детьми присматривала в детском саду, потом продавцом в магазин устроилась. Встретила свою судьбу, вышла замуж за Степана Плесовских, который в 1947 году пришёл с фронта. До этого юноша с 1941 года отслужил в армии на Дальнем Востоке, охранял морские границы Советского Союза пока не закончилась Великая Отечественная война. После победы над Германией пришлось с Японией воевать, были страшные бои за Порт-Артур.

Молодая семья Плесовских уехала жить в деревню Иваново. У супругов родились четверо детей. Позднее переехали на главную усадьбу – в Сорочкино. Надежда Петровна больше тридцати лет проработала в торговле, является ветераном труда, имеет много почётных грамот за добросовестный труд. Она вдова участника войны. У Н.П. Плесовских пятеро внуков и десять правнуков. Сейчас живёт вместе с младшей дочерью Любовью Ракитиной. Надежда Петровна и все родные уже в 90-е годы узнали из газеты «Слава труду», что отец был расстрелян 12 июня 1938 года в Омске.

Автор: Е.П. БАКЛАНОВА, с.Сорочкино