Медиакарта
9:08 | 30 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Заполярные розы

09:59 | 31 октября 2016

В графе «место рождения» в паспорте Надежды Головой значится «Новый Порт». В этот посёлок, находящийся на стылом побережье Обской губы, была сослана с родителями её мама.
Семья Цыбульских из западноукраинского села Вербивцы пострадала за то, что держала несколько голов скота. Сегодня такое представить невозможно – жили люди, трудились от зари до зари. И вот за этот труд, за то, что жить хотели в достатке, были отправлены через всю страну в места гиблые.
– Мама прожила 87 лет, – рассказывает Надежда Леонидовна, – и почти всю жизнь ничего не говорила об этом отрезке жизни. Начнёшь её спрашивать, как тогда жили, что пережили? А она сразу отдалялась. Лишь за несколько лет до смерти выговорилась.
Анна Михайловна рассказала дочери о том, что их семья успевала работать и на личном подворье, и в колхозе. Но не спасло это. В 1939 году отобрали всё и в чём были отправили в Сибирь. В наших краях везли баржами. На глазах 19-летней Анны одна из них перевернулась, а спасать людей конвой не позволил.
В посёлке Яптик-Сале тех, кто добрался, высадили на берег. Был август, но первый снег уже белил тундру. Сосланные обустроили землянки. В них и началась новая жизнь. Жизнь, в которой смерть стояла на пороге.
– Мама рассказывала, что люди поначалу умирали каждый день, – говорит Надежда Леонидовна, – их складывали рядами, а потом закопали в братскую могилу. Тех, кто выжил, отправили на работы. Кого-то на рыбозавод, других – ловить рыбу, прочих на мерзлотник, где её хранили. Зарабатывали гроши – 50% от заработка вольнонаёмных рабочих.
В семейном архиве сохранилась фотография, запечатлевшая юную Аннушку во время работы в сетепосадочном цеху. Сколько тысяч метров этого рыболовного снаряжения прошло в военные годы через руки девушки …
Уже в послевоенное время судьба свела репрессированную украинку с жителем Тобольского района Леонидом Ульяновым. В 1953 году они поженились. Дети пошли – сын и две дочери.
В начале 60-х пришло долгожданное известие о реабилитации невинно пострадавших, и родители Анны вернулись на Украину. А Анна с Леонидом решили остаться в Новом Порту.
Жизнь понемногу налаживалась. Но неожиданно погиб (утонул) глава семьи. Что довелось пережить вдове, оставшейся с малолетними детишками… Надя помнит, что мама бралась за несколько работ одновременно, экономила на всём, лишь бы дети были накормлены. И ей со школьных лет тоже приходилось подрабатывать, мыть полы.
В конце концов вернулась в родные Вербивцы Анна Михайловна. Там она купила маленький домик, и увлечением и утешением от жизненных передряг стал участок земли с садом.
Но спустя несколько десятилетий судьба вновь привела Анну Ульянову в сибирский край. Здесь, в Тобольском районе, в Малозоркальцевой, обосновалась младшая дочка Люба. А вскоре перебралась к ней и средняя, Надежда.
– Пройдя через нелёгкие испытания и лишения, мама не утратила любви к жизни, – вспоминает Надежда Леонидовна, – до последних дней она любила трудиться на земле. Привезла сюда и умудрилась вырастить виноградную лозу, которая через несколько лет в сибирских условиях дала первый урожай. Все саженцы на нашем участке –
память о ней. Любила заниматься розами, эта страсть у неё с Нового Порта… Представляете, там, в Заполярье, она растила их дома.

Автор: Клара КУТУМОВА Николай ЛОСКУТОВ (фото)