Медиакарта
5:11 | 24 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Память сильнее времени

Отныне и всегда будет притягивать взгляд мемориальная доска, закреплённая на здании вокзала ст. Юность-Комсомольская. На ней портреты и имена основоположников - строителей станции - Николая Павловича Доровских, Бориса Николаевича Полевого, Ивана Никоноровича Шалышкина. И надпись: с благодарностью, потомки.

Незадолго до митинга, в честь, без преувеличения, исторического в жизни станции и поселка Туртас события, встретил заметно взволнованного Владимира Константиновича Гусейнова, единственного из строителей-путейцев, проживающих ныне в пристанционном поселке.
- Действительно очень волнуюсь. Потому что предстоит встреча с друзьями, коллегами, с которыми начинали здесь строительство железной дороги, станции, промышленных и жилых зданий. Они вот-вот подъедут, и я, мало сказать, взволнован, испытываю сердечный трепет. Мы уже давненько не виделись, особенно со Светланой Анатольевной Шалышкиной. Она жена первого начальника строительно-монтажного поезда № 522. Будет Виктор Васильевич Молозин, Герой Социалистического Труда. С ним встречаюсь чаще, он в Тюмени проживает, и если бываю там, то обязательно навещаю друга своей комсомольской юности…
Между тем у здания вокзала и в нем уже довольно многолюдно, а люди подходят и подходят. А вот и ветераны той знаменитой комсомольской стройки 70-х. В числе их самый, пожалуй, именитый гость В.В. Молозин.
- Какие чувства вас сегодня обуревают, Виктор Васильевич? Наверное, с грустинкой вспоминаются те времена?
- Те годы, конечно, желанные. Это ведь молодость. Как мы энергично работали, продвигаясь вперед и только вперед. Но и находили время веселиться, дружить. Сейчас люди какие-то замкнутые, отчужденные.
- Правда ли, что в вашу бригаду был конкурс, желающих много больше, чем можно принять?
- Да. Ребят старался подобрать, чтобы добрые трудяги. Но порой получалось против моей воли. Немало у меня было хлопцев с Украины, которые, освоившись, зазывали в бригаду своих товарищей, отслуживших в армии. Говорил таким: «Я не против, но будешь за него отвечать». Как правило, новички своих покровителей не подводили.
- В бригаде в большинстве работали ваши сверстники. Они к вам обращались на «вы», по имени отчеству или «тыкали» как равному?
- По всякому обращались. И навеличивали, и по-простому - Василич, а то и по фамилии. Я на это внимания не обращал, мне всё равно было, лишь бы работали как надо…
Далее легендарный бригадир разбередил свою память, рассказав, как шли они к Туртасу, укладывая рельсы от Ингаира. Здесь располагался участок базировавшегося в Тобольске 227-го строительно-монтажного поезда. Как в 1971 году прибывший сюда Дмитрий Иванович Коротчаев спросил у начальника СМП: «Не здесь ли работает бригада Молозина?» - «Да, здесь!» - «Пригласите его ко мне в вагон». Предстал Молозин перед Коротчаевым, а он: «Такие дела, бригадир. У 227-го поезда от Тобольска большое плечо. Решено создать комсомольско-молодежный поезд здесь в Туртасе». «Дмитрий Иванович, - недоумевал Молозин, - а я тут причем?». «А притом, что решено оставить здесь тебя с бригадой, мы пришлем начальника, инженера и будем набирать людей». Таким образом, в марте 1971 года на базе его бригады был организован новый комсомольско-молодежный СМП-522. В его составе молозинцы и дальше продолжали прокладывать свой стальной путь.
- А когда вам присвоили звание Героя Социалистического Труда?
- Героя дали в 1977 году за выполнение 5-летнего плана за 3,5 года, к тому времени мы дошли до Сургута. Вот такая моя биография - 40 лет отработал бригадиром, на пенсию ушел в 70 лет. А тогда Николай Павлович Доровских, памятную доску которому мы сейчас откроем, прибыв на участок, нашел меня: «С вами Коротчаев разговаривал?» - «Да». - «Я назначен начальником 522-го СМП». Так познакомились. Молодые были, а теперь уже и сын его, вот он среди гостей, старше нас тогдашних.
Так будущий Герой Социалистического Труда Виктор Молозин начал работать в СМП-522. Жили в вагонах, продвигаясь вслед за укладкой пути. Сургут… Нижневартовск… отсюда в 1976 году проложили первые километры на Уренгой и Ямбург. Бригада с Туртаса так с ним и была, с ней в 1982 году дошел до побережья Обской губы.
- Всегда помню их, - с теплотой в голосе говорит Виктор Васильевич. - Николай Коновалов, Владимир Ивщенко, Пётр Чернышенко… Работали у меня даже цыгане, братья Иван и Степан Мирча, отслужившие в армии, приехавшие к нам, представьте себе… по комсомольским путевкам. А мой сын Володька после восьми классов вдруг заявил: «Батя, учиться дальше не буду, (хотя учить его возможность у меня, конечно, была)». «Хорошо, - говорю, - но хулиганить тебе не позволю, бери лопату, вместе будем дорогу строить». И он малолеткой вкалывал у меня. Потом, когда стояли в Когалыме, стал ходить в вечернюю школу, окончив ее, поступил в Свердловский строительный техникум, к слову, тот же, в котором заочно учился и я. Свою трудовую биографию мой Владимир завершил мастером-железнодорожником в Ямбурге.
… Автобусы подвезли на митинг ребятишек из двух четвертых классов Туртасской школы. О том, почему они здесь, рассказала Галина Ивановна Волкова, клас-сный руководитель 4 «а»:
- Сегодня в классе мы говорили о том, что едем на открытие мемориальной доски в честь первопроходцев, от которых наша станция получила название Юность-Комсомольская. Рассказала детям, кто эти люди, почему их можно называть героями. Новость о митинге дети восприняли с интересом, некоторые боялись, что не достанется места в автобусе, но приехали все и этому очень рады.
Объятия, рукопожатия старых друзей-товарищей. В эту минуту на станцию прибыл пассажирский поезд сообщением Нижневартовск - Уфа. Видно, как пассажиры прилипли лицами к окнам, гадая, отчего такое скопление народа, столько цветов в руках!

Фото автора

К другим новостям "Уватских известий"

Автор: Александр ПАРАМОНОВ