Медиакарта
21:17 | 19 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

Такая нужная для всех служба

13:36 | 02 ноября 2016
Источник: Трудовое знамя

Несколько лет в администрации Сладковского муниципального района работает психолого-медико-педагогическая служба как структурное подразделение отдела образования. О её задачах, деятельности мы ведём разговор с заведующей ПМПС И.В.Мироновой.

– Ирина Владимировна, каковы основные задачи такой нужной и актуальной службы?
– Задач достаточно, но если попытаться выделить основную, то это своевременное выявление детей с отклонениями в развитии, с девиациями, проведение процедуры их диагностирования. И как результат – разработка рекомендаций в адрес специалистов образовательных организаций и родителей по устранению выявленных отклонений.


– Какие специалисты работают в ПМПС?


– Наша служба представлена заведующей, в обязанности которой входит вся организационная и координирующая работа структурного подразделения, педагогом-психологом и учителем-логопедом. Так как ПМПС выполняет ещё и функции психолого-медико-педагогического консилиума, то в соответствии с совместным приказом начальника отдела образования администрации Сладковского муниципального района и главного врача ГБУЗ ТО «Областная больница № 14 имени В.Н.Шанаурина» (с.Казанское) в составе комиссии работают врач-психиатр и врач-педиатр.


– Как можно кратко и лаконично сказать о работе службы?


– Заседание комиссии проводится только по заявлению родителей или с их согласия по направлению образовательных учреждений. Родители обязательно присутствуют во время обследования ребёнка, при обсуждении результатов диагностирования. В случае согласия подписывают итоговый протокол.
По результатам осмотра определяется, нуждается ли ребёнок в адаптированной образовательной программе, необходима ли ему помощь специалистов и каких именно. Кроме этого, определяются специальные условия, необходимые в организации его образовательного процесса, характер и продолжительность коррекционной помощи.


– Когда родителям следует забить тревогу?


– С первого года жизни, если они заметили ту или иную проблему в развитии своего ребёнка. Мы работаем с детьми в возрасте от 0 до 18 лет.
К примеру, некоторые родители считают нормой, если дети-дошкольники не знают дни недели, времена года, полное имя мамы, папы, адрес проживания, свой день рождения. Или слабо ориентируются в пространстве и времени. А ведь это уже проблема.
Нередко в нашей практике встречаются случаи, когда родители не замечают у своего малыша дефектов речи, они привыкли его понимать так, как он говорит. Поэтому часто удивляются заключению психолого-медико-педагогической комиссии.
Если всё же возникает спорный вопрос, то советуем обращаться в областную службу. Но такие случаи очень редкие, в основном убеждаем родителей в необходимости согласиться с нашими рекомендациями в пользу ребёнка.
Большая беда в том, что родители чаще всего не готовы признать проблему со здоровьем ребёнка, не хотят лечить и работать с ним, усугубляя ситуацию. Теряется драгоценное время. Пользуясь случаем, хочу напомнить: задержка психического и речевого развития корректируется! Не нужно затягивать время, спешите обратиться к специалистам ПМПС, будем вместе решать проблемы.


– Как служба взаимодействует с образовательными учреждениями?


– Сегодня ПМПС – это методический центр по вопросам обучения, воспитания и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Мы консультируем педагогов, специалистов школьных служб сопровождения, разрабатываем методические рекомендации для образовательных учреждений. Контролируем проведение учебных и коррекционных занятий, следим, чтобы оказываемая помощь была эффективной. Выезжаем в школы, где проводим диагностику детей, семинары, тренинги, мастер-классы. Плотно сотрудничаем с председателями психолого-медико-педагогических консилиумов школ, дошкольных учреждений.


– За время работы службы с какими вопросами обращались граждане?


– Обращаются в основном по вопросам оказания логопедической коррекции, психологической диагностики и коррекции, по проблемам детско-родительских отношений. А также по проведению психологической диагностики с ребятами, совершившими правонарушения, или с теми подростками, в отношении которых совершены преступления.


– Ирина Владимировна, расскажите о достигнутых результатах работы ПМПС.


– По итогам девяти месяцев текущего года обследовано на ПМПС 47 несовершеннолетних детей, из них 20 дошкольников. Проведено консультаций: со специалистами – 98, родителями – 79, несовершеннолетними – 17. Беря во внимание, что число детского населения в районе небольшое, результаты деятельности у нас на должном уровне.
В этом году двое детей переведены на обучение с адаптированной на общеобразовательную программу. Большинство наших подопечных показывают положительную динамику в развитии, но они нуждаются в дальнейшей коррекционной работе. Это, конечно, результат совместной деятельности специалистов ПМПС, образовательных организаций, родителей.
Радует, что учителя школ начинают привыкать работать с особенными детьми в соответствии с новыми стандартами. Это очень тяжёлый труд. На занятия с такими ребятишками уходит много времени, сил. Важно и то, что в обществе постепенно меняется отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья в лучшую сторону.

Фото из личного архива И.В.Мироновой

Автор: Беседу вела Елена ДАНИЛЬЧЕНКО