Новый Тап нынче именинник. Овеянному трудовой славой селу 65 лет. Торжества и праздничные встречи уже состоялись. Проведена учреждениями культуры и школой большая краеведческая работа. Записаны живые подлинные рассказы, которых нет в официальных документах и летописях. Слава одного из самых крупных в области лесодобывающего предприятия приходится на 70-80 годы. В летних публикациях мы поэтапно восстановили трудовую летопись села до сегодняшних дней. Этот рассказ основан на воспоминаниях всех тех, кто стоял у колыбели лесодобывающего предприятия – Таповского леспромхоза.
Дорогие мои земляки
Я счастлива, что в своё время видела Новый Тап процветающим. Молодым. Многолюдным. Красивым, зелёным. Снежным. Занесённым снегом по самые крыши, со столбами печных дымов, подпирающих небеса. Закованным в осенние облака, проливающие на лесные просторы щедрые дожди. Неимоверно комариным в летнюю пору. Впрочем, как и в каждом сибирском селе. Но вот люди в Новом Тапе! Я потом тридцать с лишним лет ездила по району, была во всех населённых пунктах – могу сравнивать. Таких душевных, искренних, радушных, таких ярких и незаурядных нет, пожалуй, нигде.
Посёлок начал строиться в 1951 году. История на памяти местных старожилов. В каком населённом пункте, к примеру, вам назовут первое захоронение на сельском кладбище? Здесь – скажут. Это был молодой вальщик леса Иван Григорьевич Якимюк. Погиб на валке леса субботним днём, а на воскресенье всю бригаду приглашал на свою свадьбу. Вместо свадьбы были похороны в посёлке. Сейчас кладбище густо «заселено». Земля приняла первопроходцев, орденоносцев, лучших тружеников села.
Таповский леспромхоз: как всё начиналось
Первопроходцы прибыли сюда, в непроходимую тайгу, в 1949 году из Лесновского лесопункта, привёз их технический руководитель Поисей Савватеевич Кривощёков. Начали валку леса по обоим берегам реки Тап. Был образован лесопункт Таповский, а в 1952 году он был разделён на два лесозаготовительных участка: Таповский и Сосновский. Начальником Таповского лесопункта был фронтовик Андрей Викторович Денеко, потерявший в боях руку. В ноябре 1951 года приехал В.Ф. Ващенко, который многие годы возглавлял Таповский рабочком. В Сосновке к этому времени были построены пять бараков и магазин. Частники застраивали улицы Ленина, Пионерскую, Маяковского, Белорусскую, Сибирскую.
Основным видом транспорта на лесозаготовках были лошадки. В основном немецкой и финской породы. Конный двор находился на улице Белорусской, на берегу реки Тап. Потом построили ещё три конных двора: Таповского лесопункта, Сосновского лесопункта и Сбыта. На лошадях трелевали и штабелевали лес, грузили вагоны.
Стране нужен был лес: круглый, пиломатериал, шпалы для железных дорог, столбы электро- и телеграфных линий, рудничный крепёж, берёзовый фанерный кряж. Сюда направлялась новейшая техника, которая имелась на тот момент, специалисты лесной отрасли. Быстрыми темпами прокладывали «железку» широкой колеи. В 1953 году стали строить узкоколейную железную дорогу, которая служила предприятию и населённому пункту до 1992 года. Перевозила миллионы кубометров леса. Сосновский лесопункт постепенно переходил на автовывозку – объёмы лесодобычи возрастали из года в год. Был создан мощный автопарк лесовозов, который в зимний сезон работал днём и ночью.
Едут новосёлы
Население посёлка росло. Администрация Заводоуковского леспромхоза переводила рабочих с других лесопунктов в Сосновку и Новый Тап. Выплачивались подъёмные, оплачивался переезд. Ехали жители сельских территорий – в леспромхозе хорошо зарабатывали. Ещё категория – плановые переселенцы из Белоруссии, Украины. Новосёлы отстраивались, обживались – целая улица Белорусская была заселена ими. Также сюда направлялись спецпереселенцы из Молдавии, Прибалтики, которые работали на строительстве и в лесу. Они проходили регистрацию и отмечались у военного коменданта. Приезжали просто по вербовке рабочие со своими семьями. Давались объявления о приёме на работу повсеместно – люди ехали со всех уголков страны. Кто-то, отработав определённое время, уезжал. Но большинство остались. Ещё часть трудовых резервов прибыла из химлесхозовских посёлков. Сосновые боры вырубались – подсочку вести было негде. Да и не требовалось уже в такой степени стратегическое сырьё военных лет – живица.
– В 1953 году я был призван в ряды Советской армии. Вернувшись через три года, я не узнал посёлок. Вдоль железной дороги стояли мощные дизельные краны для погрузки вагонов, на полную мощь функционировала УЖД. На лесозаготовку и вывозку хлыстов пришла мощная техника. На перевозке леса по железной дороге было задействовано десять паровозов ежедневно. Круглосуточно станция была забита штабелями леса, – вспоминал о годах работы в леспромхозе Виктор Филиппович Ващенко.
Продолжение читайте на страницах "Призыва".