Анатолий Брагин из тех сельских жителей, кто не мыслит своей жизни без крестьянского труда. Ведение личного подворья для него и хорошо оплачиваемая работа, и любимое занятие. Анатолий родился в Ражево. Родители были рабочими, а вот дед за скотом на ферме ухаживал. Туда-то и бегал всё время маленький Толя, на конном дворе, бывало, уроки прогуливал. С тех пор лошади остаются для него любимым увлечением.
После школы Анатолий Брагин без раздумий поехал в Тобольск учиться на ветеринара. Работать его приглашали в фирму «Руно», в совхозы «Медведевский» и «Молодёжный» в Лапушина. В посёлке руководил животноводческим товариществом. Тогда в частном секторе люди содержали две тысячи голов крупного рогатого скота. Товарищество занималось организацией пастьбы, предоставляло пастухам лошадей, содействовало воспроизводству коров в каждом из действующих табунов. Пятнадцать лет Анатолий Брагин отработал ветеринарным врачом на ветстанции. Был управляющим в крестьянском хозяйстве, трудился на мясокомбинате. Попутно вёл личное подсобное хозяйство. Одно время на подворье Брагиных было много коров, но из-за низкой цены на молоко этот бизнес не прижился у них. В начале девяностых Брагины откармливали на мясо герефордов. Двенадцать последних лет фермер занимается закупом мяса у населения, приобретает на фермах молодняк.
– Была у меня ферма в деревне Крупинина. Там и свой скот держал, и тот, что у населения закупал на реализацию, – объясняет владелец подворья. – Потом скот стал ставить только в посёлке. Клиентов ищу по объявлению в газете. Приезжаю за скотом на своей «газели». Много у меня постоянных клиентов. Работаю в Аромашевском районе. Весов нет, пользуюсь специальной мерной лентой для определения выхода мяса. Много времени работал, что называется, с колёс. Но стал ощущаться дефицит мяса. В деревнях население стареет, пенсионеры уже не могут работать как раньше. А молодёжь трудиться не приучена.
Брагины реализуют скот в Тюмени. Живым весом сдают на Ишимский мясокомбинат. Чтобы не потерять связей с закупщиками, держат ещё и свой скот. На подворье сейчас 39 голов, развести планируют в два раза больше.
В семейное дело вносит свою лепту и жена Анатолия. Любовь по образованию – бухгалтер. Последние десять лет она ведёт домашнее хозяйство, помогает мужу в работе по уходу за скотом.
Вместе с родителями трудится на подворье и сын Евгений. Недавно с семьёй он переехал жить в посёлок из Тюмени. Понял, что дело, которому его научил отец, вернее городской работы по найму.
– Пока работаю с отцом, но у меня есть и свой скот, – рассказывает Евгений Брагин. – Со своего хозяйства можно иметь хороший заработок, но содержать надо для этого не менее сотни голов скота. Иметь нужно свою кормозаготовительную технику, нанять рабочих. О таком хозяйстве мечтаю!
Уже сейчас Евгений знает, что к фермерству нужно подходить с расчётом. Вынашивает идею создать в районе закупочный кооператив. И деньги бы в районе оставались, и за счёт дотации могли бы скот у населения закупать подороже, чем сейчас. В этом парень видит выгоду и для селян. Люди в деревнях выращивали бы больше скота, если бы были уверены в том, что его реализуют без проблем.
Фото Алексея БОДРОВА