Медиакарта
11:43 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Сергей Корепанов: «В нынешней ситуации лучше быть скептиком, нежели оптимистом»

02:00 | 16 ноября 2016
Источник:

На минувшей неделе в Совете Федерации РФ прошли парламентские слушания, посвящённые основным параметрам федерального бюджета на 2017 год и плановый период до 2019 года. О том, какие проблемы обсуждались в ходе дискуссии, мы попросили рассказать председателя Тюменской областной Думы Сергея Корепанова.

Без иллюзий

— Сергей Евгеньевич, как уже известно, Правительство Российской Федерации отказалось от формирования бюджета на один год и вернулось к системе трехлетнего планирования. Какими еще особенностями характерен проект главного финансового документа страны?

— Переход к трехлетнему планированию — очень важная особенность проекта. Вы знаете, что в прошлом году и федеральный бюджет, и региональные бюджеты формировались на год. Тюменская область — один из немногих регионов, который на это не пошел. Я думаю, мы поступили правильно, потому что трехлетний цикл позволяет планировать работу на длительный период, гарантирует определенную стабильность и предсказуемость экономических условий, в частности для инвесторов. Решение федерального правительства вернуться к проверенным правилам формирования бюджета подтверждает нашу правоту.

Пожалуй, главная особенность проекта заключается в том, что он основан на прогнозе, который учитывает продолжение антироссийских санкций, ответные экономические меры со стороны России и возможное ухудшение внешнеэкономических условий. Слабый внешний спрос, в том числе и на энергоносители, предполагает сохранение низких цен на них. Поэтому при подготовке бюджета за основу была взята цена за баррель нефти в размере 40 долларов.

Оценка этого базового показателя неоднозначна. В ходе слушаний звучали мнения о том, что прогноз на стоимость энергоносителей занижен и доходы от продажи нефти будут выше. На мой взгляд, в нынешней непростой ситуации лучше быть скептиком, нежели оптимистом. Тем более что нефтегазовые доходы продолжают оставаться локомотивом российского бюджета.

В 2016 году их объем в государственной казне составит 35,7 процента, в 2017-м — 37,4 процента, в 2018-м — 36,5 процента, в 2019-м — 36 процентов. Правда, в валовом внутреннем продукте доля этих доходов к концу планового периода немного снизится — с 5,8 до 5,4 процента.

На слушаниях многие выступающие говорили о том, что надо предусмотреть меры, направленные на снижение зависимости доходной части бюджета от цен на нефть. Мы об этом говорим уже много лет, но, к сожалению, ничего не меняется.

Что касается внутреннего валового продукта в целом, то, согласно прогнозу среднесрочного экономического развития Российской Федерации, в 2017 году он вырастет на 0,6 процента, в 2018-м и 2019-м на 1,7 и 2,1 процента соответственно.

Еще один ключевой показатель — уровень инфляции.

Предпринятые Правительством Российской Федерации и Центральным банком России меры позволили, несмотря на самый большой за последнее десятилетие ценовой шок, снизить инфляцию с 17 процентов в начале 2015 года до ожидаемых 5,7 процента к концу 2016-го. Это самый низкий уровень в новейшей истории отечественной экономики. Ожидается, что к концу 2017 года инфляция снизится до 4 процентов.

Вместе с тем, хотя номинальные доходы порой и растут, реальные доходы населения и покупательная способность снижаются. Если нет достаточного внутреннего потребительского спроса, то товары народного потребления остаются невостребованными, что, в свою очередь, тормозит их производство. На это участники парламентских слушаний обратили особое внимание, как на еще один фактор риска, который может негативно повлиять на достижение целей российской бюджетной политики: обеспечение сбалансированного развития страны и расширение потенциала отечественной экономики.

В режиме заморозки

— Каковы основные параметры бюджета?

— Как сказал министр финансов Антон Силуанов, бюджет на ближайшие три года довольно жесткий. Чуть позже, в одном из телевизионных комментариев, он даже назвал его диетическим. И с Антоном Германовичем трудно не согласиться.

Начнем с доходов. В следующем году их общий объем предусмотрен в сумме 13 триллионов 487 миллиардов рублей. В 2018-м — чуть более 14 триллионов, в 2019-м — 14 триллионов и почти 845 миллиардов рублей. Если сравнивать с 2016 годом, то в 2017 году доходная часть бюджета увеличится на 0,9 процента. В два последующих года ожидается более существенный рост: 4 и 5,8 процента соответственно. Но и при таких темпах доходы федерального бюджета достигнут уровня 2014 года только в 2019 году. То есть пять лет мы будем сами себя догонять.

Расходы на 2017 год планируются в пределах 16 триллионов 240 миллиардов рублей, в 2018-м — 16 с лишним триллионов, в 2019-м — чуть меньше 16 триллионов рублей.

Согласно проектировкам дефицит федерального бюджета в 2017 году составит 3,2 процента ВВП, в 2018-м — 2,2 процента ВВП, в 2019-м он снизится до 1,2 процента внутреннего валового продукта.

— И каким образом этот дефицит планируется погашать?

— За счет двух фондов, заимствований и заморозки расходов.

В 2017 году прогнозируется снижение объема резервного фонда до одного с небольшим триллиона рублей и полное его использование к 2018 году. Значит, как такового резервного фонда у нас не будет. Фонд национального благосостояния сокращается с 4 с лишним триллионов рублей в 2016 году до 3 триллионов в 2019 году. Объем государственного долга к 2019 году вырастет до 16 с лишним триллионов рублей.

Еще одной отличительной особенностью бюджетной политики на среднесрочную перспективу является реализация программы бюджетной консолидации, предусматривающей постепенную заморозку расходов до 15 триллионов 987 миллиардов к 2019 году. Что в действительности, с учетом инфляции, означает их реальное значительное сокращение.

При этом структура расходов остается практически неизменной. И характеризуется не столько инвестициями в основной капитал, сколько текущими, непроизводительными расходами — на социальную политику, включая выплату пенсий, на обеспечение национальной обороны и безопасности, государственного аппарата. То есть на те цели, которые ничего не добавляют в доходную часть бюджета.

Несмотря на планируемую заморозку, в бюджете предусмотрено выполнение социальных обязательств в полном объеме, в том числе с учетом индексации пенсий неработающим пенсионерам. С 1 февраля 2017 года пенсии увеличатся на 5,8 процента, то есть на уровень инфляции текущего года. В январе будет произведена единовременная выплата в сумме 5 тысяч рублей.

Как вы знаете, мы уже давно перешли на программный принцип формирования бюджета. В соответствии с ним выделяются средства и в бюджете Российской Федерации. Всего в 2017-2019 годах будет реализовываться 42 программы. Так вот. Раздел «Социальная политика» по-прежнему остается самой расходной статьей. На него направляется 31,3 процента от общего объема расходов в 2017 году. Приблизительно на таком же уровне планируется финансирование социальной политики в течение двух последующих лет.

С полномочиями, но без денег

— Насколько сильно режим экономии отразится на межбюджетных отношениях? Регионам придётся затянуть пояса?

— Планируется, что в 2017 году трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации увеличатся на 4 процента по сравнению с текущим годом, а вот в последующие годы их объем начнет уменьшаться. Так что в целом реальная финансовая помощь регионам сократится. На этом многие выступающие акцентировали внимание.

Как показывает анализ, несмотря на то, что федеральный центр уже передал на уровень субъектов Федерации немало государственных полномочий, их финансирование в полной мере не предусматривается. В разных субъектах финансовая необеспеченность расходов на реализацию переданных полномочий составляет от 36 до 88 процентов. Фактически регионам приходится выкручиваться самим.

У многих субъектов большая государственная задолженность, о чем тоже говорилось на парламентских слушаниях. Впрочем, о том, что регионам надо предоставлять бюджетные кредиты, речь идёт уже не первый год. И ставка по таким кредитам меньше, и в конечном итоге деньги возвращаются государству, а не уходят в банковские коммерческие структуры.

В федеральном бюджете на 2017- 2018 годы предусмотрено ежегодное выделение кредитов в объеме 100 миллиардов рублей. Но в 2019 году эта сумма будет снижена до 50 миллиардов. Хотя практически все, кто выступал, призывали: не надо сокращать объем бюджетных кредитов для субъектов РФ. Аналогичной позиции придерживается и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.

На одного с сошкой…

— Сергей Евгеньевич, какие доходные источники помимо нефтяных и газовых месторождений предлагается задействовать для наполнения государственной казны?

— Как отмечали участники слушаний, существенным доходным резервом является активизация работы налоговых органов по взысканию недоимки и сокращению задолженности перед бюджетом. Совокупная задолженность в бюджетную систему Российской Федерации по налогам, сборам, пеням и налоговым санкциям без задолженности по платежам в государственные внебюджетные фонды на 1 сентября текущего года составила 1,3 триллиона рублей, что на 16 процентов больше по сравнению с началом 2016-го.

Еще одним резервом дополнительных поступлений платежей может стать сокращение неэффективных налоговых льгот и освобождений. В 2015 году в результате предоставления различного рода освобождений от уплаты налоговых и таможенных платежей бюджет РФ недополучил 9,2 триллиона рублей. В том числе налоговых платежей —
8 с лишним триллионов. Но тут, конечно, надо действовать очень гибко. Предоставляемые налоговые льготы, которые в конечном счете оборачиваются дополнительными поступлениями в бюджет, необходимо сохранить. Когда льгота не дает никакого эффекта, то она, конечно, нецелесообразна.

Правительству Российской Федерации предложено подготовить и утвердить методику оценки эффективности налоговых льгот. Имея такую методику, субъекты Федерации смогут четко рассчитать, что дает та или иная льгота, предоставленная предприятиям.

Новым источником доходов станут меры по содействию сбалансированности бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Они предполагают изменение объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности за счет перераспределения в пользу федерального бюджета 1 процента налога на прибыль организаций. Таким образом объем дотаций планируется увеличить в 2017 году на 100 миллиардов рублей по сравнению с нынешним годом. Он составит 614 миллиардов рублей. Аналогичная сумма, без учета темпов инфляции, запланирована на 2018-2019 годы. Причем 52 процента от общего сбора поступлений в федеральный бюджет 1 процента налога на прибыль организаций будут вносить восемь субъектов Российской Федерации. Среди них — Сахалинская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Красноярский край, Татарстан…

Всего ежегодно будет собираться около 120 миллиардов рублей. Из них 100 миллиардов пойдут в депрессивные регионы, имеющие маленькую бюджетную обеспеченность, а 20 миллиардов — в те субъекты Федерации, которые добьются лучших результатов в работе по увеличению налогооблагаемой базы. И еще не факт, что мы сможем претендовать на какую-то сумму из этих средств.

Одни считают, что такое решение позволит улучшить бюджетную обеспеченность субъектов. Другие не скрывают опасений: дополнительные вливания из федерального бюджета вряд ли станут стимулом для депрессивных территорий, зато такое перераспределение не лучшим образом скажется на регионах, у которых будут забирать деньги. Отмечалось: централизация одного процента налога на прибыль, зачисляемого в региональные бюджеты, а также дальнейшая централизация норматива распределения доходов от акцизов на нефтепродукты могут привести к еще большему ограничению возможностей регионов. В том числе при получении бюджетных кредитов.

— Опять получается: на одного с сошкой семеро с ложкой?

— Каждый раз, когда мы об этом говорим, нам отвечают: «Недра принадлежат всему народу, а не Тюменской области, Югре и Ямалу».

— На парламентских слушаниях стоял вопрос об эффективности менеджмента в тех регионах, которые хотят за счёт восьми территорий решить свои проблемы? Они нахватали долгов, а мы теперь должны им помогать? Им не стыдно?

— Нет, потому что большинство находится в таком положении. Более того, они считают, что это мы жируем и должны делиться по-братски. Кстати, в докладе Совета Федерации о региональной политике есть предложения — утвердить в регионах минимальные социальные стандарты, ниже которых бюджетная обеспеченность не может быть. Это опять же направлено против тех, у кого бюджетная обеспеченность выше — нашей области, Ямала, Югры, Ненецкого автономного округа.

Правда, когда речь шла о дотациях на выравнивание бюджетной обеспеченности, министр финансов мягко заметил: мол, не дело, когда субъекты, живущие за счет федеральных средств, выделяют огромные деньги на содержание профессиональных спортивных команд.

В своё время в бюджетной системе действовало правило: половина налогов остается на территории, половина поступает в федеральный бюджет. Сейчас об этой пропорции никто и не заикается. Но перекос в пользу федерального бюджета — явный. Мало того, что забирают большую часть доходов, так еще и не финансируют переданные государственные полномочия.

— Если у нас отнимают один процент налога на прибыль, значит, сократятся преференции инвесторам?

— Разумеется, решать социальные вопросы и одновременно заниматься бюджетным инвестированием будет сложнее. Но надо отдать должное правительству области. Оно приняло превентивные меры. Не случайно наш регион считается одним из лучших по инвестиционной привлекательности. Уже введено несколько десятков предприятий, которым своевременно были предоставлены налоговые льготы. Конечно, это сторицей вернется в бюджет.

Поэтому я уверен: как бы ни было трудно, мы должны продолжать курс на создание благоприятного инвестиционного климата. Без привлечения инвестиций развития не будет. А чтобы инвестора привлечь, его надо заинтересовать.

— Наверное, мы сами виноваты в том, что Тюменская область воспринимается как некий оазис благоденствия и процветания…

— Надо поменьше хвастаться. А то некоторые озлобляются.

На парламентских слушаниях два губернатора поблагодарили Матвиенко за состоявшиеся в Совете Федерации дни их регионов. По итогам мероприятий были приняты соответствующие постановления, нормативные акты, решен ряд проблем этих субъектов.

В феврале следующего года мы планируем провести в Совете Федерации дни Тюменской области. Я считаю, надо подготовиться и поставить перед сенаторами все вопросы, волнующие наш регион.

Фото Сергея Киселёва.

Автор: Алла Горелова.