Медиакарта
15:47 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Через тернии — к «золотому канону»

02:00 | 17 ноября 2016
Источник:

«Список школьной литературы, так называемый «золотой канон», должен быть обязательным», — заявила недавно глава Минобрнауки Ольга Васильева. Неравнодушные граждане собрались в Тюменской областной Думе на круглый стол, чтобы обсудить: каким должен быть «канон»? Помогают ли книги патриотическому воспитанию школьников?

«Сами мы имели «золотой канон» и возможность дальнейшего выбора, когда взрослели. Имея багаж, мы возвращались к тому или иному произведению, перечитывали. Мы отодвинули два поколения и совершили большую ошибку. Считаю, что этот вопрос надо решать. Надо возвращать обязательный список литературы. Да, это сложно. Через тернии к звездам очень сложно», — сказала министр Ольга Васильева на Всероссийском форуме учителей русского языка и литературы в Волгограде. Почти все участники круглого стола, организованного Молодежной палатой областного парламента, так или иначе поддержали эту точку зрения.

Школьные педагоги подтвердили, что тексты, с которыми работают дети на уроках, однозначно влияют на их нравственное и патриотическое воспитание. Поэтому список обязательной литературы нужен, чтобы сформировать у ребят целостное восприятие русской литературы, а значит, и русской культуры. Но «канон», по всеобщему мнению, должен быть открытым: учителю всегда нужна возможность выбора.

Заслуженный учитель России Ольга Тишкина относится настороженно к самому понятию «канон». «Никаких стандартов я не приму! — заявила Ольга Юрьевна. — По стандарту можно точить детали на заводе. Но обучать и воспитывать по стандарту никак нельзя! Тем более не принимаю понятие «закрытый список». Те, кто говорит о закрытом списке, далеки от ребят. Я на уроках не могу обойтись без Астафьева, Платонова... А куда деть писателей так называемого «третьего ряда»? У них есть удивительные произведения, с которыми просто не могу не познакомить детей!»

Уполномоченный по правам ребенка в Тюменской области Андрей Степанов отметил: если в семье не читают родители, то очень трудно заставить детей полюбить книги. Какие бы хорошие произведения им ни предложили в школе, они пройдут мимо. Ректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования Ольга Ройтблат убеждена, что отношение детей к чтению во многом будет зависеть от личности учителя. Педагог Ольга Тишкина считает, надо менять подход к преподаванию литературы: «Хватит заниматься «трепанацией» произведений! Надо с учителем читать и размышлять, смеяться и плакать…»

Надо признать, что учителей-мастеров своего дела не так много, как хотелось бы. И сегодня, как ни прискорбно, еще меньше учеников, готовых полюбить литературу. Современные школьники в большинстве своем читают мало. Это факт. Молодые люди, окончившие школу года два-три назад, на круглом столе с трудом могли припомнить, что они проходили на уроках литературы и что повлияло на становление их личности. Председатель Общественной молодёжной палаты при Тюменской областной Думе Кирилл Харитонов признался: в школьные годы мало что понял из прочитанных произведений русской классики. Зато позже начал многое перечитывать и уже осознанно открывать для себя глубину смысла, в них заложенного.

Так, может, правы те, кто предлагает убрать из программы Достоевского и Толстого? Эксперты однозначно не согласились. Все убеждены: если человек не познакомится с этими произведениями в детстве, он не возьмет эти книги в руки никогда. А без этих произведений невозможно понять многие вещи в жизни. Председатель регионального координационного совета сторонников партии «Единая Россия» Дмитрий Новицкий обратил внимание: когда школьникам дают читать трудное, то развивается социальный интеллект. Человек растет как личность только тогда, когда преодолевает трудности.

Ольга Швецова, депутат областного парламента, руководитель регионального исполнительного комитета Тюменского регионального отделения партии «Единая Россия», тоже убеждена, что трудности современным молодым людям по плечу. Многочисленные акции и мероприятия «Молодой гвардии» и Общественной молодежной палаты привлекают все больше школьников, которые стремятся знать историю и культуру своей страны. «Эту традицию надо продолжать и поддерживать молодых людей в их стремлении знать культуру, — отметила Ольга Швецова. — Основой обязательного списка должны стать авторы, которые являются основой национального самосознания. Это Пушкин, Грибоедов, Достоевский, Толстой, без которых воспитание подрастающего поколения невозможно».

Кроме того, как подсказал советник главы администрации Тюмени Василий Горетый, необходимо предусмотреть региональный компонент. К примеру, если едешь на Тюменский Север, надо знать душу народностей. А для этого прочитать произведения Анны Неркаги, Еремея Айпина…

Депутат пятого созыва парламента, писатель Сергей Козлов считает, что формировать список обязаны школьные учителя, а не чиновники и представители вузов, которые никогда к детям не имели отношения. Литература должна быть проверенная, качественная. Нужна цензура в хорошем смысле слова. Ведь если есть выбор между кашей и «Сникерсом», ребенок выберет то, что вкуснее. В духовном смысле так же. Сегодня школьники читают низкопробную литературу, имеющую коммерческий успех. Для канона нужны авторы, которые уже состоялись как писатели и признаны русской культурой. А не те, которые сделали себе имя, а после чтения их книг хочется помыть руки…

Сергей Козлов реалистично заметил: «Сегодня можно долго обсуждать канон, придумывать и рекомендовать что угодно. Но пока не будет государственной программы книгоиздания, ничего не изменить: на одном энтузиазме не уедешь…»

Однако организаторы круглого стола настроены более оптимистично: итогом совместной работы стала резолюция, которую направят министру образования РФ Ольге Васильевой.

Фото Сергея Киселёва.

Автор: Александра Бучинская.