Медиакарта
6:14 | 9 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Кино стало частью её жизни

Деревня. Послевоенное время. Тяжёлое, не совсем сытое, босоногое, все трудности, выпавшие на долю работающего населения делили старики и дети, но одновременно - полное надежд на светлое будущее...

В 1947 году, когда страна начинала возрождаться из руин, на свет появилась Зоя Алексеевна Аталыкова, которая уже более 40 лет проживает в с. Орлово, хотя родом из Прохорово. У её родителей - Таисьи Андреевны и Алексея Степановича Пантриных - росло четверо детей, а моя героиня была первенцем, поэтому в дальнейшем большая часть домашних обязанностей легли на её хрупкие плечи...
Детство Зои, как и у всех деревенских ребятишек, прошло насыщенно, оставив в памяти яркие моменты на всю жизнь... Она всегда выделялась из числа своих сверстниц неугомонностью, бойцовским характером. Бывало, что они дрались с мальчишками, птичьи гнёзда зарили, лазили в огороды сельчан за яблоками... Таких обычно называют - «сорви-голова»: отчаянные, смелые, но при - нежные, чуткие, добрые, обладающие острым чувством товарищества, взаимовыручки... А ещё моей героине присуще любопытство - в хорошем смысле этого слова, причём, в какой-то степени сыгравшее в её жизни судьбоносное значение... Ни для кого не секрет, что в 50-е и 60-е годы набирал обороты кинематограф, который проникал даже в самые отдалённые деревни, и человек, обладающий умением демонстрировать такое чудо, пользовался большим уважением... Вот только в силу возраста не на все фильмы можно было попасть ребятишкам, а страсть как хотелось. Зоя вместе с мальчишками находили множество различных лазеек, чтобы пробраться на сеанс, минуя билетёра, даже приходилось и окна выставлять, и доски отрывать, прятаться под сценой... Если вдруг «зайцев» обнаруживали, то выдворяли восвояси, но иногда им несказанно везло оставаться незамеченными до конца фильма... Удивительный мир кино до сих пор притягивает к себе, словно магнит, заставляя ненавидеть, сопереживать, любить, плакать или смеяться...
Наверное, так было угодно судьбе, чтобы Зоя Алексеевна связала свою жизнь именно с кинематографом, правда, её планы разительно отличались от тех, что СВЫШЕ...
По настоянию родителей, Зоя после окончания 8 классов, в 1963 году, поехала поступать в Челябинский электромеханический техникум. Дело в том, что тогда там проживали родные тётушки (сёстры отца), которые и посоветовали ехать в город.
- Но желающих получить профессию оператора счётно-электронных машин хватало и без меня, - смеясь, рассказывает моя собеседница. - В основном, набирали местных — с пропиской и всё такое... У меня, понятное дело, ничего не было, к тому же - не добрала один балл...
Объявив родственникам о своём провале, девушка приняла решение вернуться домой, но... её не отпустили! И на следующий день она подала документы в училище от металлургического завода по профессии токарь-универсал... Два года пролетели незаметно. После чего направили работать в ремонтно-механический цех ферросплавного завода, выделив комнату в общежитии... Парни хорошо зарабатывали, а вот девчонкам давали малооплачиваемые заказы. В итоге получали такой мизер, что, порой, не хватало и на еду... А когда три действующих завода объединили в один, то пришлось делать непростой выбор — менять место работы, чтобы сохранить жильё, или возвращаться в деревню... И Зоя выбрала последний вариант...
Приехав в родное село, стала думать - как быть дальше… Девушка - любопытная, всё ей интересно, особенно привлекали разные механизмы, по этому поводу частенько заглядывала в кинобудку - так называли помещение, откуда показывали фильмы… Собрались как-то с подружками на очередной сеанс, а киномеханик, которым в то время был Анатолий Пятков, - любитель «гульнуть», в очередной раз оставил всех без кино… Он и сам понимал, что так продолжаться не может, поэтому, видя привязанность девушки к аппаратуре, предложил поехать в Армизон к директору киносети П.Н. Белевскому, чтобы её устроили к нему помощником.
- Я сдуру-то и рванула, - смеётся Зоя Алексеевна. – Правда, Прокопий Николаевич согласился – мол, пускай Анатолий учит. Так всё и началось... Конечно, не сразу постигла азы киномеханика – постепенно, шаг за шагом. Первое время ребятишки подшучивали надо мной: у меня и так не получалось, а они ещё закроют шапками проекционное окно - темно, ничего не видно, я не могу понять, что происходит… Люди уже свистеть начинали…
Спустя какое-то время Зою вызвал к себе П.Н. Белевский на разговор по поводу её подготовки и сдачи экзаменов на помощника. Организовали группу, куда вошли и те, кто хотел получить удостоверение киномеханика. Пройдя успешно первое испытание, стала работать, а потом пошла по направлению в училище учиться уже полноценно по выбранной профессии, получила вторую категорию. Продолжила трудиться в Прохорово, в новом Доме культуры, который сейчас, к сожалению, уже много лет как закрыт… Мужчины долго не задерживались в этой профессии из-за маленьких окладов, поэтому постоянно шло «обновление» состава, людей не хватало. И тут мою героиню пригласили работать в армизонский кинотеатр... Как сама признаётся, первое время было совсем даже не просто, ведь там аппаратура была уже современней и мощней. Но ей помогал работавший тогда Сироткин, а позже в помощники прислали из училища двух курсантов на практику, с которыми пришлось изрядно помаяться: они всё время между собой выясняли отношения, дрались. Один раз, когда у Зои Алексеевны был выходной, они вдвоём оставались работать… Люди были настолько возмущены практически сорванным киносеансом, что дело дошло до райкома партии… Мало того, что сеанс не состоялся, так ещё и киноплёнку в разгар ссоры основательно потрепали…
- Прокопий Николаевич, конечно же, был недоволен случившимся, - говорит собеседница. – И меня, как ответственное лицо за практикантов, лишили премиальных…
Сгоряча девушка тоже решила показать характер, так сказать - топнуть ножкой… Нашла другую работу, благо тогда с этим проблем вообще не возникало - устроилась помощником повара в Райпотребсоюз… Но в один прекрасный день туда пожаловал тогдашний председатель райкома профсоюзов Д.М. Теньковский, который уговорил Зою вернуться в кинематограф, правда, теперь часть киноустановок отошла профсоюзу, где ей и предстояло работать, но уже в качестве методиста-инструктора. Новая должность предполагала следить за исправностью оборудования, если потребуется, то ремонтировать, а также контролировать наполняемость кинозалов, продажу билетов, посещаемость библиотек, а ещё - проверять уплату профсоюзных взносов…
- Думаю - а что здесь такого сложного? - продолжает Зоя Алексеевна. – На деле же, конечно, вышло далеко не всё так радужно и легко… В мои функции входил и завоз фильмов, за которыми надо съездить в прокат и доставить их по деревням - в Капралиху, Беляковку, Барановку, Раздолье, Орлово, Калмак, Новорямова и т.д. Потом забрать и перевезти на другую киноустановку. Были и передвижные - их доставляли обычно на лошадях в те населённые пункты, где не было стационарных...
В начале семидесятых годов З.А. Аталыкова, а тогда ещё - Пантрина, вышла замуж и перебралась на постоянное место жительства в село Орлово, ставшее ей за многие годы родным и близким, и где она благополучно трудилась киномехаником вплоть до 2000 года. Помимо основной деятельности, умудрялась ещё подрабатывать, потому что надо было одной поднимать двоих детей, так как семейная жизнь закончилась, можно сказать, не успев и начаться… Но Зоя Алексеевна не из той породы людей, чтобы ныть, плакаться и жаловаться на жизнь. Она всегда находила массу разных дел, чтобы не изнывать от скуки, да ещё и зарабатывать деньги. Не отказывалась, если просили помочь совхозу в разгар посевной или уборочной, в подготовке и проведении Всероссийской переписи населения. Не один год была депутатом, входила в состав комитета народного контроля, ещё с молодости принимала активное участие в спортивных соревнованиях разного уровня, более 20 лет поёт в ансамбле «Орловские мадонны»… Об активности моей героини говорят множество почётных грамот, наград. Она заслуженно носит звание «Ветеран труда», «Отличник кинематографии СССР», «Почётный кинематографист России» и до сих пор полна сил, задора, оптимизма...
Зоя Алексеевна благодарна судьбе за то, что столько лет рука об руку прошла по жизни с любимой профессией, которая околдовала её и навсегда взяла в свой плен - удивительного мира перевоплощений и волшебства…

Автор: Лариса ЛАПУХИНА