Время примирения
Неумолимо мчится время, оставляя позади нескончаемый шлейф событий, канувших в Лету, растворившихся во мгле тысячелетий, обнажая пред памятью мироздания следы далёких эпох…
Октябрьский ветер срывает с погрустневших в одночасье берёз последнюю красу. Сквозь шорох падающих на землю листьев откуда-то из далёка доносятся пение стрел, многотысячный топот конских копыт и дикие крики кочевников…
Но это длится всего лишь миг, когда мысли уносятся вслед за ускакавшими в небытие саргатами. Яркое, потрясающее мгновение памяти, и вновь осень прохладой предзимья возвращает в сегодняшний день.
Но уже пред любопытными взорами ясно открывается сжатое поле с древними курганами, в которых вечным сном спят храбрые знатные воины населявших Сибирь кочевников. Череда невысоких курганов, рассыпавшихся по старошадринской земле, снова уносит нас в прошлое. Только порывистый октябрьский ветер доносит почему-то уже не упругое пение саргатских стрел, а свист пуль, тех пуль, что русские посылали в русских, когда шла братоубийственная гражданская война…
Немало потрясений пережил наш край. По этим землям шли на Русь войска свирепого завоевателя вселенной Чингиз-хана, под гнётом Сибирского ханства здесь жили коренные народы, пока Ермак не покорил эти просторы, умножая могущество русских царей. Здесь непокорные крестьянские отряды Емельяна Пугачёва в ХVIII веке воевали за свои права, на этой земле в 1921 году вновь взбунтовалось недовольное властью крестьянство, а Великая Отечественная война выкосила почти половину мужского населения. Несладко приходилось и женщинам, и детям в тылу…
По дороге от Старой Шадриной в Усть-Суерку мы остановились у высотки, где подняли ввысь ветви, словно руки в мольбе, три дерева, о чём-то прося небо. Может, их просьба была о долгожданном дожде, о том, чтобы он оживил иссушённую землю? Но больше, казалось, что три тополя молились о нас, живущих, и о тех, кого уже нет.
Мы были поражены, найдя под сенью деревьев заросшие травой окопы гражданской войны. Так вот о ком молятся старые тополя: о тех, кто, преступив законы православной веры, предал казни царя, кто убивал своих одноплеменников и братьев, обуянный дурманом беззакония. А ещё, воздев свои праведные ветви, деревья молятся и за нас, живущих ныне, но силы их уже на исходе…
Усть-Суерка открылась неожиданно красиво, когда наш автомобиль выскочил из низинной луговой дороги на полевой простор. На сжатой ниве паслись кони, может быть это потомки тех саргатских или татарских скакунов, чьё ржанье тревожным эхом пронзает память веков?! Над низенькими домиками селения величественно воспарил украшенный золотыми маковками каменный храм. А ведь ещё чуть больше года назад купола на нём были ржавые, покосившиеся…
Церковь в Усть-Суерке историческая. Её строительство было начато вскоре после разгрома в марте 1774 года под Усть-Суерской слободой отрядов Емельяна Пугачёва. В этом крупном сражении восставшие потеряли всю свою артиллерию и 600 человек убитыми…
Окончательно строительство церкви было завершено в 1802 году. Это был храм с двумя престолами в честь Савватия Соловецкого и Николая Чудотворца. В 1928 году храм был осквернён безбожной молодёжью, и затем пошло его разорение.
На всей русской земле начались гонения на Церковь: взрывали храмы, ломали церкви, срывали тракторами купола, колокола и святые кресты, размещая в домах божьих склады, клубы, электростанции…
И чем больше было в стране разрушенных церквей и поверженных с храмов крестов, тем больше зажигалось пятиконечных звёзд и появлялось поминальных крестов на погостах. Много горьких слёз пролилось в народе. Общество утонуло в алкоголе и произволе. А сегодня к этому добавились наркотики и распущенность…
Но жизнь понемногу налаживается: правительство принимает радикальные меры для возрождения страны, делая определённые шаги и навстречу Церкви.
В 1912 году в слободе Усть-Суерской была открыта церковно-приходская школа, построенная по специальному правительственному проекту. Государство заботилось о грамотности населения. Здание школы сохранилось до наших дней. Теперь в нём местные энтузиасты устроили краеведческий музей. Для его организации и сбора материалов многое сделал бывший учитель этой школы (ныне покойный) Георгий Эмануилович Шабалин.
2 октября 2009 года в Усть-Суерке произошло знаменательное событие. Были освящены и подняты на храм позолоченные купола возрождающейся церкви. Благим делом восстановления разрушенной святыни занялись местный предприниматель, генеральный директор ООО «Суерь» Валерий Шмаков и его брат Геннадий. Теперь свет церковных куполов осеняет всю Усть-Суерскую землю. Появилась надежда, что захиревший край оживёт.
Тяжелое бремя испытаний за содеянное кощунство переживает всё село. Убогость усть-суерских дворов говорит о низком жизненном уровне. И, как подтверждение этому, нам повстречалась идущая по улице больная старушка в заношенной телогрейке, в мятой, давно нестиранной юбке, в тяжёлых резиновых сапогах. Немного уже ей осталось времени до окончания пути. А надо ещё успеть и покаяться, и сделать доброе дело. Она, как кораблик, гонимая ветром в безбрежном бушующем океане, несмотря ни на что, идёт своим верным курсом…
Величие Усть-Суерского храма и присутствие в нём Святого Духа очевидно. Над церковью не властны годы безбожия, хулы и поругания. Это святыня на все времена, способная принять кающихся, примирить враждующих, объединить верующих, дать силы каждому, кто готов проникнуться светом истины. Для нас, родившихся и выросших во время духовного голода, церковь вновь станет целебным источником, оживляющим совесть и память. Она укажет дорогу правды, по которой надо идти, чтобы не допустить больше на родной земле кровопролития и братоубийственной войны.
Таких храмов, израненных, истекающих кровью, подобно усть-суерскому, очень много на российской земле. Они ждут нас. Ждут помощи. Ждут, чтобы оживить наши сердца и души.
P.S. Когда материал был уже подготовлен к печати, обнаружил в Интернете интересные документы историка Блинова об окопах под Усть-Суеркой (Пуховой). В записках говорится, что наступавшая Красная Армия, а в частности, полк 30-й дивизии, в сентябре-октябре 1919 года теснил оборону адмирала Колчака. В этих окопах сражался 2-й штурмовой полк белых.
Летом 2007 года двое тюменских поисковиков откопали на месте боя останки двух белогвардейских солдат и перезахоронили их на заброшенном кладбище в одной из мёртвых деревень. Блинов пытался установить с поисковиками контакт, чтобы выяснить по возможно обнаруженным документам имена погибших. Но сделать это не удалось. Зато, копаясь в архивах, историк-энтузиаст нашёл приказ 2-го штурмового полка, в котором отмечается, что 23 августа 1919 года (вероятно, дата по старому стилю), в бою под деревней Пуховой пропали без вести рядовые 1-й роты Антон Кичев и Евгений Колчанов. Других сообщений об убитых или раненых в приказе нет. Видимо, только два бойца, пропавшие без вести, составляли потери полка.
Память не умирает. И через девяносто лет нам посчастливилось узнать имена патриотов, сражавшихся и отдавших свои жизни за Россию.
Александр АНТИПИН.
Фото автора.