Если вспомнить давние расхожие представления о священниках, – все они сплошь и рядом занимаются не всем понятной работой, ведут неинтересную, строго регламентированную жизнь, эти унылые и лишённые своеобразия люди. Сейчас и сам образ священника, и отношение к нему меняются. Служители церкви хорошо владеют речевой культурой, образованы, интересны зачастую в других разных сферах, помимо своей духовной деятельности. На днях состоялось моё знакомство с отцом Артемием, направленным на служение в Свято-Троицкий храм. Юргинскому батюшке тридцать два года. Матушке Юлии – двадцать три. Двое детей. Старшей Тане – два с половиной года. Андрюше – год. Конечно, свой отпечаток накладывает строгая духовная жизнь, но отец Артемий – это как раз тот случай, когда человек интересен в разных ипостасях.
– Отец Артемий, как долго юргинцы ждали батюшку! Поэтому очень хотят знать о Вас все. Как Вы пришли к служению? Какой духовный опыт обрели в семье и школе?
– Понимаю юргинцев. Задача православного верующего – обратить ум и сердце к Богу. С крещением духовная жизнь человека только начинается. Он нуждается в постоянном душепопечении, поэтому так важно наличие священника, заботящегося о вручённой ему Богом пастве, о православном приходе.
И моя духовная жизнь началась с крещения. Случилось это не в раннем детстве – в семнадцать лет. А детство, школьные годы прошли на ямальском севере, в посёлке Пурпе. Семья светская. У родителей нас двое: я и сестра. В храм не ходили. Далековато было: ближайшая церковь – в Губкинском, в двадцати километрах от Пурпе. После школы поступил в колледж гражданской авиации в Курской области. Где-то в это время и покрестился. Стал постигать основы православной веры, читать. После колледжа, я получил авиатехническое образование, работал по направлению в Красноселькупском аэропорту. Читать любил. Как-то попала в руки книга «Душеспасительные поучения Аввы Дорофея». Она открыла мне красоту православия, глубокий его духовный смысл. Христианство во все времена давало человеку духовный порыв к Богу. Я стал воцерковляться, ходить в храм не только по православным праздникам. Вести работу над своей душой. Батюшка предложил мне поступить в Тобольскую духовную семинарию
– Отец Артемий, как показателен Ваш путь для сегодняшних молодых людей! Многие из них бывают в храме нечасто и оттого решили, что свои отношения с духовным образованием они уже выяснили, сделали главные выводы по выбору будущей профессии. А ведь Господни пути неисповедимы. Как Вас принял православный Тобольск?
– Я до Тобольска работал связистом в ОАО «Уралсвязьинформ». По профилю. Поехать учиться в духовную столицу Сибири – значит, кардинально изменить жизнь. Думал: кто я такой? Достоин ли быть в стенах нашей главной духовной альма-матер: служение – это высокая миссия. Съездив на день абитуриента, познакомившись со сверстниками, студентами, понял, что это не так страшно. Посвятить свою жизнь Богу – достойная цель.
– Чем стал для Вас Тобольск?
– Поначалу сквозь розовые очки воспринимал своё присутствие в духовной семинарии. Постепенно постигал правила православного поведения. Старался беречься от греха, от соблазнов. Стремился ощущать себя прежде всего учеником Господа. Ведь он является для всех православных в мире величайшим примером нравственности и образцом для подражания.
– В сопоставлении со светской жизнью Вам не кажется, что воцерковлённость и приверженность идеалам христианства мешают человеку продвинуться в этой жизни в сегодняшней конкурентной борьбе? Когда идут по головам, беззастенчиво забираются в чужие карманы, когда девальвировались высокие человеческие ценности, ты должен молиться за ненавидящих тебя, за обидевших тебя.
– Вы знаете, мой, хоть и небольшой опыт – десять лет в общей сложности: пять лет учёбы и пять лет послушания, два из которых в резиденции владыки, – говорит о другом. Христианство даёт человеку некую внутреннюю мотивацию, которая отражается не только на его духовной жизни, но и на профессиональной деятельности. Наша христианская вера не может не сказаться на всём образе жизни православного верующего. По вере воздаётся.
– Отец Артемий, вот если о духовной семинарии и служении – без глянца. Что не так, как представляется со стороны?
– Как ни странным может показаться, в этой жизни, регламентированной, строгой, несколько затушёвывается глубокий внутренний монолог обучающегося с Богом. Утренняя молитва, завтрак, занятия, послушание, службы, службы, службы… С шести утра и до позднего вечера. Но все обретают дисциплинированность, огромный пласт знаний: догматика, богословие, история церкви. Плюс живое общение с теми, для кого духовное горение – суть и цель жизни. И ты стараешься сохранить это духовное горение. Ту или иную ситуацию, вопросы православия трактуешь «вживую», не по циркуляру, не по-книжному.
– Вопрос от наших прихожан: как сложилась ваша семья? О матушке Юлии расскажите. Она была светской невестой или из духовной школы?
– Люди разными путями приходят к вере. Матушка Юлия была послушницей в Курганском монастыре, но затем ушла на светские работы. Мы обвенчались на Покрова Пресвятой Богородицы. А через девять месяцев у нас родилась Таня.
– Имя выбирали по святцам?
– Да нет. Там что-то неблагозвучное выпадало. Я выбирал имя дочери. Очень красивое имя для девочки, считаю. Андрюшу – назвали вместе с женой. Летом мы ждём ещё малыша.
– Отец Артемий, какой Вам видится жизнь православного прихода? С чего, по-Вашему, начинается жизнь действующего храма?
– Наш храм открыт для всех. Каждый день. Каждую среду читаем акафист. В субботу – всенощная. В воскресенье – литургия, исповедь, причастие.
Духовная жизнь для православных начинается с покаяния. Замечательно, если кто-то с утренней молитвы начинает день, молится в течение всего дня краткими молитвами. Но тому, кто считает, что верует в душе, что живёт с Богом в душе, не бывая в храме, можно привести такую аналогию: и в воздухе есть вода, но, чтобы утолить жажду, мы идём к колодцу, к живому источнику. Тот, кто принадлежит к православной церкви, должен приходить на богослужение. Благодать Божия даётся через таинства, которые совершаются в храме. Исповедь даёт возможность человеку покаяться в грехах, сбросить с себя их тяжкий груз.
Человек должен войти во вкус покаяния. Это и есть духовная жизнь храма, духовная практика. Исповедь, покаяние, причащение святых Христовых тайн – есть церковная жизнь во всей полноте. Душа живёт благодатию Божией, освящается Богом. Церковь – Богочеловеческий организм. Христос – глава наша, мы части Его тела. Кто пребывает вне евхаристии, подобен сухой ветке дерева, которая не имеет в себе жизни.
– Что же главное, о чём следует всегда помнить и молиться?
– В своих молитвах следует просить Бога о прощении грехов, об очищении от страстей, об исцелении, о даровании терпения, разумения, смирения, покаяния, об укреплении веры, о спасении души своей и ближних. О помощи в разных ситуациях. Но, прежде всего, следует искать благ не земных, а небесных. Молиться о даровании Царствия небесного. Жизнь не кончается земной жизнью. Цель её – чтобы Господь сподобил Царствия небесного. Пребывания в Боге. Наша сила – в Боге. Сами мы, увы, слабы. А Христос избавляет от господства над человеком страстей. Кому-то даётся это проще, кому-то трудней. Всё зависит от воспитания, от устроения человеческого сердца, от качеств, которые унаследовал от своих предков, от духовных знаний. Мы открыли школу православных знаний для взрослых, где каждый желающий может найти ответы на духовные вопросы, пополнить религиозные знания.
– Отец Артемий, начинается Рождественский пост. О чём важно знать и помнить православным?
– Рождественский пост – с двадцать восьмого ноября до седьмого января по православному календарю. Пост – это ограничение увеселительных мероприятий и зрелищ, постный стол. Но, важно помнить, главное во время поста не ограничение в пище – ограничивать себя в еде, в общем-то, надо постоянно, ведь чревоугодие – есть грех. Главное во время поста – удаление от греха, покаяние. Если человек постится, но ведёт неправедную жизнь, то и сам пост не во благо. Страсти наши искореняются молитвой и постом, тогда Господь укрепляет нас в борьбе с грехом.